Обучение по советским учебникам: хорошо забытое старое или будущий тренд?
Современная система образования допускает разнообразие методик преподавания. Среди них есть и обучение по пособиям советских времен. Об этом Бебинка узнала случайно, опубликовав в соцсетях шуточную фотографию объявления о наборе класса для обучения по советским учебникам, с подписью «Подполье в наши дни». Оказалось, объявление, размещенное на фото, — вовсе не шутка, дала его Наталия Шульга, мама дошкольника из Иркутска.
Мой ребенок пойдет осенью в 1-й класс, и я выбрала форму семейного обучения. Мое убеждение — активная цифровизация очень скоро окончательно превратит школы в рынок сбыта IT-технологий, что влечет негативные последствия для психики и здоровья детей. Я в меру своих сил борюсь с этим явлением, посещаю круглые столы как представитель родительского комитета Иркутска. Но своего ребенка хочу обучать по проверенной советской методике, и с этой целью набираю класс, ищу педагога. Сейчас в моем чате 10 человек, люди пока сомневаются. Но альтернатива — приносить детей в жертву чьему-то бизнесу. Поэтому 1-й класс мы точно откроем, даже если заниматься будут поначалу один-два человека.
Как выяснилось, география применения «хорошо забытого старого» весьма обширна и охватывает практически всю страну. Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Калуга, Нижний Новгород, Краснодар, Екатеринбург, Нижневартовск, Владивосток, Симферополь, Севастополь и другие города, а также сельские населенные пункты. Где-то еще только набирают желающих учиться по советским учебникам и привлекают репетиторов, где-то уже налажены регулярные занятия.
В Самарской области активные родители хотят открыть подобные классы в Тольятти и Красном Яру. А в областном центре уже не первый год существует семейная инициатива «Первоцвет». Мы пообщались с ее создателем и руководителем Оксаной Алексеевой.
Оксана Алексеева
Сама я — мама третьеклассника, учитель начальных классов. Когда подошла пора моему сыну идти в школу, я уже решила, что мы будем на семейном обучении. И стала подбирать подходящую методику. Узнала, что в стране существуют объединения, которые перепечатывают советские учебники и занимаются с детьми по ним. И действительно, на мой взгляд, пособия советских времен отличаются большей логичностью и простотой изложения, чем современные учебники.
На наши сомнения, основанные на том, что в изданиях прежних времен много таких деталей, которые современным детям будут просто непонятны, Оксана пояснила.
Есть издательства, которые не просто перепечатывают старые учебники, а адаптируют их к современным реалиям. Убирают идеологию тех времен, меняют, например, описания задач. Требуют адаптации учебники по русскому языку, ведь в 60-е годы была лингвистическая реформа, и некоторые правила изменились. Но сама логика построения материала и усвоения его учениками остается прежней. Есть, впрочем, и те, кто предпочитает заниматься по «оригинальным» старым учебникам, просто поясняя детям непонятные моменты. Существуют сообщества в соцсетях, где люди выкладывают советские учебники разных лет в виде pdf-файлов. В нашей семейной инициативе мы централизованно заказываем распечатку нужных учебников в типографии, получается удобнее и выгоднее.
По словам Оксаны, проблем с аттестацией в современных школах у тех, кто занимается по старым программам, нет.
Что касается самих знаний, то, на мой взгляд, те, кто занимается по старым учебникам, усваивают их в большем объеме и качественнее, чем нынешние школьники. А формальные требования — как записывать условия задачи, сколько клеточек отступать и т.п. — конечно, перед аттестацией лучше узнать и сделать все правильно. Наши педагоги этому уделяют внимание ближе к аттестационному периоду, много времени на это не нужно. Кто-то из «семейников» прикреплен к школам по месту жительства, кто-то регистрируется на образовательных платформах в интернете и сдает зачеты и экзамены там. Я не слышала, чтобы у кого-то были проблемы с аттестацией.
Класс в «Первоцвете»
Анна Ильина, мать троих детей, возит своего сына на занятия в «Первоцвет» в Самару из Красного Яра. И мечтает создать подобное объединение в родном селе.
Сейчас мой сын — шестиклассник (остальные дети — пока дошкольники). За то время, что он учился в классической школе, я пришла к убеждению, что семейное образование более эффективно. И стала искать единомышленников. Предпринимаю усилия, чтобы объединить тех, у кого дети также на семейном образовании. Изучила разные методики обучения. Преподавание по советским учебникам мне кажется очень правильным шагом. Мы же сами по ним учились! Это методики, проверенные на многих поколениях и доказавшие свою эффективность. А в современных учебниках, на мой взгляд, очень много лишнего и того, что ребенка только запутывает. Что касается аттестаций — в интернете большой выбор разных образовательных платформ, у них есть лицензии на прием тестов, зачетов, экзаменов. Это удобно еще и тем, что можно самостоятельно выбрать время. Того уровня знаний, который получает ребенок, с запасом хватает, чтобы без проблем сдать любой тест или экзамен. Я вообще считаю, что это две параллельные истории — сдача зачетов и получение знаний. Мы, например, сдали уже почти все предметы за этот учебный год и продолжаем обучаться «для себя», а не для аттестации. Потому что знания нужны в жизни, а не чтобы сдать зачет и забыть.
У жителя Самары Дмитрия Перелыгина дочке всего 5 с половиной лет, но она уже занимается в «Первоцвете» по советским учебникам для 1-го класса.
Я вообще не сторонник «раннего развития», когда ребенка загружают с детсадовского возраста массой разных занятий. Но тут, по сути, сама дочь потребовала новых знаний, пришло время, и сдерживать ее стремление мы не стали. Прежде чем выбрать, как именно заниматься, изучили разные методики, посоветовались со многими специалистами, практикующими репетиторами. Практически все в один голос заверили, что советские учебники — самые понятные и логичные.
Игорь Южный
Фото предоставлены участниками публикации
Мнение учителей
Наталья Телегина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №162 им. Ю.А. Гагарина (г. Самара)
Как и все мое поколение (дети конца 80-х - начала 90-х гг.) школьные годы ассоциирую с перепутьем: между советской системой образования и прозападной реформой. Сейчас, когда сама стала педагогом, особенно остро ощущаю разницу между теми учебниками, по которым училась, и теми, по которым учу. Начну свой анализ с внешнего вида. Если в моем детстве форзац учебника содержал в себе максимальное количество правил и памяток, то сейчас если в некоторых изданиях они даже и имеются, то в неполном объеме, и не всегда те, к которым действительно часто приходится обращаться. В советских учебниках каждой орфограмме присваивался номер, под которым на форзаце были выписаны ее название и образец применения. В учебниках, по которым я вынуждена работать сейчас, форзац пустой. В чем была польза? Такие сноски способствуют выработке визуальной памяти, систематическому повторению материала. Многие методики тренировки памяти построены именно на формировании ассоциаций. Сейчас же складывается следующая ситуация: ученики мало того, что не ставят цели запомнить правила орфографии (Т9 – наше все!), так еще и лишены возможности хотя бы таким посредством форзаца что-то уложить в голову. Хорошо, что данное замечание относится не ко всем учебным пособиям.
Правила и теоретический материал оформлялись в советском учебнике четко и понятно. Все знали — в рамочку взяты правила, которые нужно запомнить, и найти их можно было за секунду. Нынешние же пособия настолько пестрят разноцветными картинками и сносками , что найти среди них нужную информацию, не то что за секунду, а иногда и за 10 — задача не из легких. Современные дети намного больше, чем мы в свое время, страдают отсутствием усидчивости, поэтому такие «маячки» могли бы помочь зацепить внимание на том, что действительно важно. Увы, но на своих уроках чаще всего слышу вопрос: «А в какой рамочке читать?» Потому что одни правила обведены просто красной рамкой, другие – окрашены зеленым, а по бокам страницы — «Советы помощника», «Лингвистические задачки» (в рамках зеленого цвета!) Теперь перейдем к структуре и содержанию. Структура советских учебников была проста и логична, так как возможности сказать «ok, Googl» еще не было. Поэтому и состоял он из одной части, а не из 2 (никакого облегчения весу портфеля, к слову, это новшество не приносит), и в конце всегда были «памятки» с примерами выполнения нужного алгоритма (планы всех языковых разборов с образцами); увы, но современные учебники содержат такие «памятки» лишь во второй части, и примеров, чаще всего, нет. Лично я на вооружение взяла дедовский способ — прошу вести детей «Справочники», где мы записываем все нужные правила и образцы разборов (от фонетического до синтаксического), но даже он выручает не всегда.
Содержание теоретической части советского учебника было несложным и полным. В современных реалиях теория то пестрит терминологией (так и хочется добавить «бессмысленной и беспощадной»), то нет примеров на все случаи или же освещены не все подробности. Материал советского учебника был направлен на то, чтобы системно дать максимально полный объем информации по определенной теме. За основу брался постулат «книга – главный источник знаний». Говоря о ФГОС (федеральном государственном образовательном стандарте) нужно помнить, что его основной лозунг «лучшее знание то, которое добыто самостоятельно». Трудно не согласиться. Но в современной системе координат ответственность будет лежать только на «добытчике».
Принцип «самостоятельности» перетекает и в так называемое дидактическое содержание. Если в советском учебнике после каждой темы шел логически выстроенный «от простого к сложному» большой блок упражнений (учитель всегда имел возможность, разобрав в классе одно задание, дать в домашней работе похожее), то в современном — материала настолько мало, что невольно приходится «раскошеливаться» на дополнительные пособия как учителям, так и родителям. Вариант второй: учитель тратит время на поиск материала, а затем думает, как и где все это распечатать. Кто-то, конечно, вспомнит и о специализированных образовательных сайтах, но если каждый регулярно будет к ним обращаться, то дети совсем не будут расставаться с компьютерами и прочими гаджетами. Поговорка «повторение — мать учения» появилась не зря! Ничего нового люди еще не придумали. Нехватка дидактического материала = нехватка знаний, причем даже не углубленных, а базовых.
Можно принимать или отвергать любые новшества, это личный выбор каждого. Но все-таки важно, чтобы они были логически обоснованы и давали положительный результат. И если логика в кардинальном изменении школьных учебников есть (образование сейчас перешло в разряд бизнеса), то радужных перспектив видеть не приходится.
Наталья Абдуллаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1 (с. Большая Черниговка Самарской области)
Я не ярый противник образования по советским учебникам, однако считаю, что нужно шагать в ногу со временем. Современные дети не такие, какими были мы. Им информацию нужно преподносить иначе: больше визуализации, четкой подачи материала (схемы, таблицы, кластеры). Сама система образования требует этого — ФГОСы никто не отменял. Свой предмет я излагаю с максимальной привязкой к современности и действительно вижу результат. Советские учебники не панацея, вряд ли они помогут освоить материал тем, кто учится из-под палки. Тем же, кто получает образование с интересом, современные учебники и технологии дадут прекрасный результат.
Расскажите своим друзьям