Как перестать делать домашку за ребенка

Рубрика: 
Дата публикации: 27 декабря 2021 6716 Комментировать

ребенок и родители

Быть родителем непросто. Практически каждый делает всё возможное для своих детей: работает на нескольких работах, экономит на своих желаниях и старается обеспечить лучшие условия. С появлением в жизни школы расходы на «лучшие условия» кратно увеличиваются: начиная с покупки канцелярии и учебников и заканчивая репетиторами, кружками и секциями. Тем не менее, уверенность родителей в том, что их ребёнок сможет поступить в вуз и получить хорошую работу, тает на глазах.

Несмотря на все усилия, большинство родителей сталкивается с проблемой: дети учатся плохо, не хотят ходить в школу и не делают самостоятельно уроки, которые с каждой новой темой становятся всё сложнее. В результате нагрузка увеличивается не только на детей, но и на родителей. Выглядит это как сигнал заниматься с детьми ещё больше: записывать их на дополнительные курсы, нанимать репетиторов.

В итоге у нас есть два пути:

  • мы тратим больше сил, средств и здоровья на бесконечный марафон уроков и репетиторов;
  • или, напротив, перераспределяем силы и выбираем путь, где ребёнок самостоятельно учится и достигает поставленных целей.

В этой статье мы поговорим о том, какие ошибки обычно совершают родители при подготовке домашнего задания с детьми и как их исправить.

Почему ребёнок не делает домашнее задание самостоятельно

Есть несколько причин отсутствия учебной самостоятельности. Родителям следует обращать внимание на эти моменты и обязательно обсуждать их с детьми.

Чрезмерная помощь или полное её отсутствие

Иногда домашнюю работу полностью выполняют родители ученика. Конечно, в итоге школьник может получить пятёрку, но эта оценка не сыграет никакой роли в будущем. У ребёнка сложится впечатление, что необязательно понимать материал на уроке, ведь дома задания сделают за него.

Нанимать репетитора, который делает домашку с учеником, — тоже ошибка. Часто бывает, что такие дети становятся отличниками и поступают в лучшие вузы. Но отчисляются после первой сессии, потому что не научились справляться самостоятельно.

Также нельзя жёстко дистанцироваться от учебного процесса школьника. Ребёнку нужны точки контроля и минимальная помощь, чтобы научить его ответственности за свои оценки, но при этом мягко направить в нужную сторону.

Не развиты психические процессы или есть пробелы

Ученик может не разобраться в теме до конца. Из-за этого ему становится всё сложнее справляться с новой информацией без прочной базы пройденного ранее материала. Все пробелы необходимо восполнить. Для этого нужно заново пройти с ребёнком учебники предыдущих классов. Эту задачу можно поручить репетитору, грамотно объяснив ему свой запрос.

Кроме пробелов в знаниях, у ребёнка могут быть не развиты психические процессы: память, внимание, воображение, логика. По этой причине он не успевает понять учителя и уловить сложный материал. В школе никто не учит детей, как правильно работать с информацией, обрабатывать ее и запоминать. Поэтому необходимо заняться развитием этих навыков с помощью специальных упражнений.

Неправильная мотивация

Важно перестать использовать негативную мотивацию, которая вредит ребёнку в долговременной перспективе, и отдать предпочтение позитивной. Например, не стоит ругать за плохо выполненное домашнее задание. Эффективнее будет найти то, за что ребёнка можно похвалить: полчаса самостоятельной работы, несколько правильных ответов,  аккуратный почерк и т.д.

Похвала — ключ к детской мотивации.

Как только дети понимают, что у них получается, они перестают саботировать любой процесс. Помимо сказанного «молодец», можно купить любимую шоколадку или заказать пиццу. Так ребёнок точно запомнит этот момент, потому что он будет связан с приятными эмоциями.

Мотивируйте

Конфликт с учителем

Конфликты между учителем и учеником неизбежны. В каких-то случаях о них узнают родители и администрация, но чаще всего ребёнок не говорит о своих обидах. Отсюда пассивно-агрессивный протест против преподавателя в виде невыполненного домашнего задания.

Может быть и так, что ребёнок понял весь материал, но не уловил отдельный момент и побоялся переспросить. В любом случае лучший способ  решить проблему поговорить с ребёнком. Затем можно обсудить это с педагогом или самостоятельно разобраться с трудностями без привлечения учителя.

Как объяснить ребёнку, зачем нужно учиться

Важно найти к ребёнку подход, учитывая возрастные особенности.

В начальных классах дети уж точно не задумываются о престижном университете, работе и мешке денег. Зато им будет интересна новая компьютерная игра или поход на пиратский квест. Наш мозг устроен так, что до 12 лет мы вовлекаемся в учёбу посредством игры и тёплого, позитивного взаимодействия.

После 12 лет, когда у ребёнка уже сформировано представление о жизни, не стоит рассказывать об абстрактной профессии. Бессмысленно говорить: «Не будешь учиться — будешь убирать улицы». Ребёнку этого возраста важно прочувствовать все на собственном опыте. Лучше убраться с ним на субботнике и объяснить, что на подобную работу можно устроиться и без образования, но она оплачивается не так хорошо. Убирать улицы — это как «ежедневный субботник» — тяжёлый, энергозатратный труд.

Важно, чтобы ребёнок начал задавать вопросы. Необязательно его мучать многочасовым сбором мусора, но желательно дождаться от него вопроса: «Когда мы, наконец, закончим?» Такой совместный труд станет отличным поводом для беседы с ребенком о его будущем. Конкретный жизненный опыт покажет наглядно, почему взрослые делают акцент на образовании и считают это ценным.

Как перестать делать домашнее задание за школьника

Выработать у детей самостоятельность и ответственность — настоящая цель любого домашнего задания. Передавать ребёнку ответственность за выполнение уроков следует постепенно, чтобы он не остался один на один с непонятным ему материалом.

Увеличивайте нагрузку поэтапно


Третьеклассник Петя постоянно вынуждает делать домашнюю работу по математике за него. Мама Пети нашла выход — начала тренировать его самостоятельность, постепенно увеличивая нагрузку. Сначала она помогала и делала задания вместе с сыном. Когда Петя понял, как решать уравнения, она попросила его самостоятельно записывать ответы и переходить к следующему заданию.

Пока мама была занята своими делами, Петя решал все примеры по математике сам, не привлекая никого к этому процессу. Следуя такому же принципу, мама помогла сыну разобраться во всех предметах, и теперь Петя занимается самостоятельно, изредка задавая родителям вопросы.


Задавайте направление

В самом начале необходимо заниматься вместе с детьми, отвечая на все их вопросы. Затем постепенно необходимо ослаблять контроль. К примеру, перед выполнением домашней работы лучше быстро разобрать, как делать все задания. Как только ребёнок разберётся, пусть делает задания самостоятельно. Главная цель, чтобы он научился собирать все вопросы и приносил на проверку задание целиком, а не звал на помощь родителей каждую минуту. На финальном этапе нужно научить детей адресовать вопросы напрямую учителю.

Составляйте план работы и засекайте время

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания, потом — письменные, сначала на черновике — потом на чистовике. Перед началом работы следует проанализировать все задания, чтобы ребёнок понял, как их выполнять, и перестал паниковать. Затем нужно выстроить порядок и прикинуть, сколько времени потребуется на выполнение заданий по каждому предмету. Скажите, что на уроки по русскому языку у него есть час. Если он уложится в этот срок, обязательно наградите его — например, посмотрите вместе его любимый фильм с попкорном и мороженым.

Как правильно выполнять домашнее задание

Как правильно выполнять домашнее задание

Для оптимизации самого процесса выполнения домашнего задания следует руководствоваться некоторыми принципами, которые помогут ребёнку правильно подходить к любому заданию.

Начинать с простых заданий

Школьник может потерять мотивацию, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что начинать надо с простых предметов и лёгких упражнений, а за сложные браться в последнюю очередь. Ребёнок будет рад, что у него всё получается, и быстрее справится с оставшимися задачами за счёт мотивации.

Выполнять в день, когда задано

Не стоит откладывать выполнение домашнего задания на потом, даже если оно было задано в понедельник, а сдавать его необходимо в пятницу. Домашнюю работу следует делать день в день, чтобы подхватить и закрепить информацию, пока она ещё свежа в памяти. Если следовать этому принципу, ребёнок сможет выполнять задания быстрее. Таким образом формируется полезная привычка делать всё сразу, что позволит легче справляться с рабочими задачами во взрослой жизни.

Держать высокую скорость работы

Важно не только сохранять высокую скорость выполнения заданий, но и вовремя переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал. Тогда мозг будет перестраиваться и тратить энергию равномерно. После таких тренировок ученик сам научится замечать у себя признаки усталости и будет понимать, когда приступать к другому заданию.

Делать все задания устно

Если делать сначала все задания устно (даже если упражнения письменные), можно сэкономить до получаса на каждом предмете. Такой подход помогает ребёнку лучше понять суть задачи и затем сделать её гораздо быстрее.

Соблюдать гигиену работы

Каждые 30 минут следует делать 5-минутный перерыв. Важное правило: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета. Лучше сделать пальчиковую гимнастику или прилечь. Стереотип, что сначала нужно поработать, а потом отдохнуть, к детям неприменим. Если 5 минут для отдыха не хватает, то увеличьте их до 15–20 минут. Для ребёнка такой режим будет более эффективным: неслучайно в школе есть перемены. Также важно обеспечить ребёнку комфортную температуру в комнате и не забывать проветривать её, чтобы во время занятий не возникало перенапряжения и переутомления.

Помните, что сразу требовать самостоятельной работы от ребёнка, а тем более заставлять его — бесполезно.

Чтобы школьник хотел заниматься сам, он должен быть не просто мотивирован, а иметь развитые базовые и высшие психические функции  такие, как память, внимание и логика. Их необходимо тренировать отдельно, с помощью специальных инструментов и эффективных программ. Однако успехи ребёнка в школе зависят и от участия родителей. Поэтому им также важно учиться правильно мотивировать ребёнка, чтобы сформировать понимание: учёба тоже может быть интересным и увлекательным занятием.

Главная задача родителя — набраться терпения и не стремиться делать уроки за ребёнка.

Домашнее задание — отличный инструмент для тренировки самостоятельности.

Без этого навыка взрослому человеку невозможно нормально существовать в обществе. Родителям важно быть рядом в самом начале, направлять и постепенно передавать ответственность в руки ребёнка, и тогда, шаг за шагом, он будет всё больше верить в свои силы.

Партнерский материал



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему