Жестокость подростков: травля и насилие в школе

Рубрика: 
Дата публикации: 13 апреля 2016 6305 Комментировать

Травля, или буллинг — явление, к сожалению, в детских коллективах нередкое. Сегодня постараемся разобраться, как и почему она возникает и что делать родителям и детям, столкнувшимся с травлей.

Сразу оговоримся, что нужно разделять собственно травлю, то есть регулярное проявление агрессии со стороны других детей, и обычную непопулярность. Если, приходя за ребенком в школу или сад, вы постоянно видите, что он играет в одиночестве или идет в строю без пары — это еще не признак того, что его травят. Возможно, ваш ребенок просто интроверт и не нуждается в постоянной компании и шумных развлечениях. Если при этом ребенок спокоен, ни на что не жалуется и у него есть друзья за пределами школы, то и у вас особых поводов для волнения нет.

Травля же — это жестокое обращение со стороны сверстников (реже — и взрослых), выражающееся в обзываниях, насмешках и физическом насилии. Как правило, объект травли в конкретном коллективе в определенный момент времени всегда один, и приходится ему очень несладко. Последствия травли могут быть трагичными и для жертвы, и для преследователей, и задача родителей — как можно раньше распознать ситуацию и вмешаться.

Травля в школе

Как понять, что ребенка травят?

Если вы внимательный родитель, то разглядеть первые признаки травли вам не составит труда:

 ребенок неохотно идет в школу, чаще ссылается на несуществующую болезнь; замыкается и не хочет говорить о том, что происходило в классе в течение дня;
 обидная или жестокая кличка, которая к нему «приклеилась»;
 постоянная пропажа школьных мелочей — ручек, стерок, карандашей и пр.;
 более серьезная порча предметов — разбитый телефон, порванные тетрадки и учебники, грязные портфель и школьная форма;
 синяки, царапины и другие травмы, наличие которых ребенок не может или не хочет объяснить.

Детям сложно рассказывать о травле родителям, так как часто они обвиняют в ней себя и считают, что сами во всем виноваты. Если ребенок все же пришел к вам с жалобой на одноклассников, обязательно внимательно выслушайте его и постарайтесь тактично выяснить, была ли проблема разовой (подрались, одноклассник назвал обидным словом), какое количество детей было замешано и как распределились их роли. Если выяснится, что ситуация повторяется постоянно, ваш ребенок всегда в роли «козла отпущения» и никто никогда не встает на его защиту — время принимать меры.

Можно ли уберечь ребенка от травли?

Ответ, к сожалению, отрицательный — выбор жертвы травли часто иррационален и каждый может оказаться «не таким». Однако вы можете определить, входит ли ваш ребенок в группу риска, и принять упреждающие меры.

Если в детском коллективе есть предпосылки к травле (о них — чуть позже), то внимание агрессоров в первую очередь могут привлечь:

 физические особенности ребенка (заметная полнота или худоба, рыжие волосы, очки, высокий или низкий рост, заикание и пр.);
 материальный достаток, сильно отличающийся от прочих (причем как в «минус», так и в «плюс»);
 национальность;
 слишком хорошая или, наоборот, худшая успеваемость.

В то же время факторами, снижающими риск для ребенка оказаться изгоем в коллективе, могут стать:

 занятия спортом, укрепляющие и уверенность в себе, и физическую силу;
 хорошие отношения с одноклассниками, выстраивающиеся за счет регулярных походов в гости, совместных прогулок;
 активное участие родителей в жизни класса и школы, что позволяет и налаживать связи «на высшем уровне» (с другими родителями и педагогами), и самим оценивать обстановку в классе. Идеально, если и дети, и родители, и учителя все вместе периодически делают какие-то совместные проекты, мероприятия;

 воспитание в ребенке смелости и умения постоять за себя, нежелания ощущать себя жертвой.

Теннисист

Кто виноват и что делать?

Травля — это всегда не проблема одного ребенка, который оказался «неправильным», это проблема коллектива. В «облегченном» виде травля может возникнуть и в старшей группе детского сада, но наиболее остро вопрос обычно встает в 10-12 лет. Если на этот момент детский коллектив разрознен («класс недружный»), то неприятностей не избежать — дети сами найдут себе общее занятие, выбрав жертву и сплотившись против нее. Единственным антидотом в данном случае может стать позиция педагога, который жестко выскажется о недопустимости травли вообще и переключит внимание детей на более полезные занятия. К сожалению, учителя редко вмешиваются в отношения внутри класса или даже усугубляют их, первыми обозначая жертву (например, постоянно называя кого-то «бестолковым») и отделываясь философским «сам виноват» в ответ на жалобы обиженного ребенка.

Светланна ГордонСветлана Гордон, психолог семейного центра «Оберег»: «Если ваш ребенок попал в такую ситуацию, то закрывать на это глаза нельзя! «Ну посмотрим, время пройдет, все уладится». Не уладится! Бейте во все колокола! В первую очередь, поставьте в известность классного руководителя. Если ничего не меняется, подключайте завуча по воспитательной работе. Подобными проблемами в учебных заведениях занимается школьный психолог. При слаженной и грамотной работе родителей, учителя и психолога вопрос, как правило, решается. В редких случаях родители вынуждены прибегнуть к переводу ребенка в другую школу. Если там начинается та же история, есть смысл обратиться всей семьей к психологу за индивидуальной консультацией. Скорее всего, придется пересмотреть семейные взаимоотношения».

Наталья Волошина



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему