Извержение вулкана
Рубрика:
Что: мероприятие по исследовательской деятельности для детей старшей группы.Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.Задачи:
Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
От автора«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек» (Я.Каменский)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. И очень хочется видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний».Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В моем исследовании я придерживаюсь определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Понимая значения экспериментирования для психического развития ребёнка, я оборудовали в группе мини – лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам. Я выделяю несколько принципов отбора материала:Принцип научности Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.Принцип доступностиВсе знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.Принцип развивающего эффекта содержания Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.Принцип системности Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.Принцип синтеза интеллекта и деятельностиЭто развитие не только приёмов, но и той деятельности, в которую включены дети, развивая их чувства и эмоции.Краеведческий принцип Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.Принцип восстребованности Всё, что ребёнок узнаёт в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Это делает процесс актуальным и творческим, вызывает у ребёнка желание узнать новое.Принцип комфортности обученияПредполагает атмосферу понимания и радости общения. «Мы здесь все умные». Это подхлёстывает познавательный интерес.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Дети учатся искать условия поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Часто случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами детского сада, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Наличие мини лаборатории дает мне большие возможности, это: работать небольшими группами (5-7 человек) по интересам, использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Во время занятия проводиться один-два эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста, в зависимости от сложности.
Моя цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:
- - Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
- - Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава
- - Познакомить детей с профессией вулканолога ,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
- - Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- - Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения., - Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
- - Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
- - Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- - Беседы о видах вулканов.
- - Изготовление макета вулкана.
- - Компьютер.
- - Картинки с изображением вулканов.
- - Смесь для изготовления извержения вулкана.
- - Листы бумаги, цветные мелки.
- «Я плююсь огнем и лавой,
- Я- опасный великан,
- Славен я недоброй славой,
- Как зовут меня? (Вулкан)
- Снежная гора
- Вверху – дыра,
- Внутри – жара!
- Иногда пускает лаву,
- На нее не найти управу! ( Вулкан)
- Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
- Потухшие- не извергающие лаву.
- Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
- Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
- Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.


- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
- Развитие у детей умственных способностей.
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
- - Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
- - Выдвижение предложений отбор, способы проверки.
- - Проверка гипотез.
- - Подведение итогов, вывод.
- - Фиксация результатов.
- - Вопросы детей.
- - Новизну, необычность объекта;
- - Сюрприз, тайну;, - Мотив помощи;
- - Познавательный мотив (почему так?)
- - Ситуация выбора.
Расскажите своим друзьям
Поделиться
Класс!
Твитнуть
Читать на эту тему
Идем на разведку в "Волшебную страну" →← Психологические курсы в «Улитке» (ч.2)