Детские амбиции
Современный мир ориентирует ребенка на успех. Энергичные, коммуникабельные, готовые к самопрезентации дети востребованы социумом. И многие родители изначально воспитывают ребенка именно с таким посылом.
Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…
Первоклассница Аня учится играть на флейте. И с восторгом рассказывает о том, что собирается перейти на саксофон. Еще она поет везде, где можно петь, в том числе и в театральном кружке, куда она тоже ходит. У Ани есть цель, которую она определила без посторонней помощи — она хочет выступать на сцене и чтобы ей аплодировали. Недавно Аня упросила своих родителей записать ее в секцию плавания. Анина семья переживает, что ребенок перегружен (английскую школу никто не отменял). А сам ребенок при этом скачет конем. На вопрос мамы: «Зачем тебе в секцию плавания, ведь там строгий тренер, а мы и так все вместе плаваем в бассейне?», Аня сказала: «А я хочу дружить с детьми и еще висеть на доске «Ими гордится СамГУ». «Мы не делали в воспитании упор на амбиции, — размышляет мама. – Ну, конечно, хвалили ее за успехи, мы еще в раннем детстве поняли, что похвала для нее лучший мотиватор. Может быть, мы где-то переборщили?».
Детские амбиции формируют родители, осознанно или нет, не важно. Важна сама обстановка в семье: акценты, которые вы делаете в разговорах; достижения, за которые вы хвалите ребенка; то, к чему стремитесь и чем гордитесь сами.
«Да, мы с мужем всегда были заняты работой, разговаривая с дочерью, мы подчеркивали важность хорошего образования, приобретения новых навыков и т.п., — продолжает Анина мама. — Мы сразу поняли, что она хочет выступать, и стремится получить признание, и объяснили ей, что добиться этого можно только, если учиться и развивать свои таланты».
Детские амбиции или ваши?
Вне зависимости от того, насколько амбициозный ребенок у них растет, всем родителям нужно:
Оценивать нагрузку и формировать правильный график недели и режим дня;
Следить, чтобы не возникло ситуации «перегруза», в которой ребенок обязательно заболеет;
Помогать ему, в том, к чему он стремится;
Поддерживать вне зависимости от результата;
Учить адекватно оценивать свои возможности;
Отделять детские амбиции от своих.
Последнее особенно важно, потому что родители во все времена грешат тем, что перекладывают на ребенка собственные нереализованные мечты, делая его заложником своих надежд. Активный ребенок с радостью включится в процесс, но при этом вы не дадите ему шанса выбрать свои жизненные цели. На другом полюсе — спокойные дети, которые делают все в своем темпе. Энергии такого ребенка может просто не хватить на удовлетворения родительских амбиций.
Амбициозным людям сложно смирится с тем, что ребенок не похож на них. Это не редко вызывает у них раздражение — явное или скрытое, которое перерастает в претензии к ребенку. Я думаю, что никому не нужно напоминать, что родительская любовь должна быть безусловной. Она не может зависеть от количество полученных пятерок и завоеванных медалей. Иначе это не любовь, а торг. Мотивация на достижения должна формироваться таким образом, чтобы ребенку была понятна перспектива: ты научишься классно делать то, что тебе нравится; ты познакомишься с интересными людьми, ты получишь уважение в коллективе и т.п. Но моя любовь от этого не станет ни больше не меньше, потому что она и так огромна и не может меняться.
Главное правило для родителей — это соблюдать интересы ребенка, прислушиваться к его чувствам и потребностям.
Замок на песке
Родители должны поддерживать обоснованные амбиции ребенка. Не просто хочет, а способен это сделать (понимает как, и движется в этом направлении, достигая промежуточных успехов) — вот важный критерий здоровых амбиций. Ребенок формирует свои амбиции, наблюдая за реакцией взрослых на свои достижения. И здесь нужно быть честными. Не стройте замков на песке. Ценность амбиций заключается в балансе желаний и возможностей.
«В пять лет мы отдали Аню в танцевальную студию, она очень хотела танцевать, — рассказывает Анина мама, – мы отзанимались год, когда стало понятно, что у нее не получается. Зная, что для нее важно быть в первых рядах, и не столько танцевать, сколько выступать на сцене, я аккуратно подвинула тему с танцами в сторону музыкальной школы, где также была и ритмика как дополнительный развивающий элемент. На музыке сразу отметили ее способности, а ритмику сменил театральный кружок».
Задача родителей вносить в сумбур детских желаний конструктивный элемент, корректно направлять, избегая лести и негатива. Не давите на ребенка и не манипулируйте им, не переоценивайте его возможности и не мешайте ему искать то, что ему нравится делать. Помогите ему быть собой.
Юлия Прохорова
Расскажите своим друзьям