Уроки лидерства
Развитие лидерства – новый тренд в воспитании детей или абсолютная необходимость сегодняшнего дня?
Каким мы хотим видеть своих детей, когда они вырастут? Если уйти в сторону от рассуждений на тему образования и карьеры, то большинство родителей мечтали бы видеть своего ребенка знающим чего он хочет, способным управлять своей жизнью и умеющим эту самую жизнь правильно организовать. Можно сказать, что мы только что сформулировали определение лидерства, того самого внутреннего стержня, про который часто говорят, что у кого-то он есть, а у кого-то - нет.
Многие из родителей знакомятся с темой лидерства при развитии карьеры. Бизнес-литература на эту тему очень популярна сегодня. Компании часто проводят для своих сотрудников тренинги по развитию лидерских качеств. Их действительно можно и нужно развивать. Как оказывается, чем раньше, тем лучше.
О том, как развивать лидерство в детях очень хорошо рассказал Стивен Кови - признанный специалист в области лидерства и семейных отношений (а также отец девяти детей и дед 53 внуков). В основе его методики развития лидерства для детей «Лидер во мне» лежат «Семь навыков высокоэффективных людей». Тем, кто еще не знаком с одноименным бестселлером настоятельно рекомендую почитать.
Семь навыков, сформулированных Стивеном Кови:
1. Будь проактивными. Здесь речь идет об ответственности: я не виню других за свои ошибки, ищу причины неточного поведения в себе, я сам выбираю свое поведение и отношение к окружающему.
2. Начиная, представляйте конечную цель. Перед тем, как что-то начать я представлю, что хочу получить в итоге, учусь ставить перед собой цели.
3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала. Этот навык об умении расставлять приоритеты, умении составлять расписание и следовать своим планам. Дисциплина и организация – наше все!
4. Думайте в духе «Выиграл-Выиграл». Помню о том, чего я хочу, учитываю интересы других людей. В случае конфликта я ищу взаимовыгодную третью альтернативу.
5. Стремитесь понять, а потом быть понятыми. Учусь слушать не перебивая, уверенно высказываю свои идеи, проявляю внимательность к идеям и чувствам других людей. Другими словами – развиваем эмоциональный интеллект.
6. Достигайте синергии. Я ценю сильные стороны других людей и учусь у них. Я могу работать в команде и сотрудничать.
7. Затачивайте пилу. Я забочусь о своем здоровье, выбираю правильное питание и занимаюсь спортом.
Первые три навыка учат быть независимыми. Развитие этих качеств на практике помогает быть более ответственным, организованным, учит планировать и сохранять фокус на самом важном. Здесь в помощь идут такие инструменты, как тайм-менеджмент и постановка целей.
Независимость очень важна, но не менее ценно умение взаимодействовать с другими людьми, выстраивать межличностные отношение. 4, 5 и 6-й навыки учат эффективно общаться, быть одновременно мужественными и чуткими, разрешать конфликты, творить и работать вместе. 7-й навык объединяет все остальные и позволяет сохранить свое здоровье, учит прислушиваться к себе и своему состоянию.
Методика «Лидер во мне» основана на вышеперечисленных 7 навыках. Развитие этих навыков помогает детям познакомиться со своими сильными сторонами, научиться приниматься ответственность за свою жизнь. Это набор эффективных инструментов, который останется с ребенком в любой ситуации.
На сегодняшний день «Лидер во мне» используется во многих школах США, Канады, нашла своих последователей в Сингапуре, Японии и других странах. Результаты вдохновляют – улучшаются отношения с одноклассниками, учителями, друзьями и близкими. Улучшаются показатели успеваемости.
Замечательно, когда детский сад (в школах США методика начинает применяться с 5-ти лет) или школа развивают лидерские качества ребенка, но, на мой взгляд, главное обучение детей начинается дома, а главными учителями становится его ближайшее окружение – родители, бабушки и дедушки.
Задача внедрения этих навыков интересная, дает замечательные результаты, но требует от родителей ребенка постоянной работы. В первую очередь над собой. Научить ребенка быть лидером можно только если ты сам живешь по тем же принципам. Мы не только вовлекаем своего малыша, но и сами учимся быть лидерами. Лидерами не рождаются – ими становятся. Примеры исторических личностей - неоднократное тому подтверждение. Если, опять же, обратиться к биографии этих лидеров, ты вы увидите рядом с ними близких, которые помогали им в освоении себя и открытии своих великих талантов.
Можно использовать 7 навыков точечно. Есть вариант, который используется в школах США - всепроникающий подход, когда 7 принципов качества стараются применять в самых разных ситуациях (например, прочитали стихотворение – нашли там пример реализации навыка «Начиная, представляйте конечную цель»).
Один из самых эффективных путей обучения детей 7 навыков - поручение им лидерских ролей или предоставление им возможности обучать других (это уже для более старших деток). Старайтесь вовлекать в процесс обучения всех членов семьи. Не забудьте бабушек и дедушек!
Используйте музыку, рисование, хлопоты по дому, чтобы прививать эти навыки детям. Вовлекайте детей в процесс решения проблем – пусть они делятся своими идеями. Здесь будет очень полезен метод конструктивной обратной связи, о я обязательно расскажу в следующих публикациях, когда буду рассматривать каждый из навыков более подробно.
Приведу пример одного из использования навыков на практике. Сын захотел взять на прогулку новую машину, которая ему очень нравилась. В ней было очень много всяких деталей, кнопок, мигалок. На площадке игрушка вызвала интерес у других мальчишек. Они попросили машину взять поиграть. Сын согласился, но судя по его выражению лица – что-то в этой ситуации его тревожило. Оказалось, что он был не против, чтобы с его машиной играли, но очень переживал, что дети сломают его машину, т.к. не знают как она работает. Я спросила: «Что тебе нужно сделать, чтобы дети не сломали твою машину»? В результате, сын с воодушевлением объяснил куда нужно нажимать, а куда не нужно и включился в игру уже с другим настроем. Нашли решение в духе «Выиграл-выиграл»!
Наталья Тилли
Расскажите своим друзьям