Художественная гимнастика: характер, воля и красота

Рубрика: 
Дата публикации: 04 сентября 2011 194846 Комментировать

Художественная гимнастика – безумно красивый, но жестокий вид спорта. Кстати, один из самых популярных  в нашей стране. О том, что именно дает художественная гимнастика детям, когда ею нужно начинать заниматься, и кто становится чемпионом - мы решили узнать у руководителя ДЮСК «Гармония-НВ» - Акжигитовой Натальи Васильевны. Наталия Васильевна, добрый день!

— Сегодня мы разговариваем о художественной гимнастике и сразу же вопрос, который интересует многих родителей - чем она отличается от спортивной гимнастики?

— Художественная гимнастика – это, прежде всего, работа с предметами под музыку. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Спортивная гимнастика – это другое: акробатический подъем с пола, затем упражнения на брусьях, бревне, прыжок через коня.

— Можно поподробнее о том, что входит в художественную гимнастику?

— Можно бесконечно продолжать, настолько это разнообразный вид спорта. У нас всю жизнь ребенок будет заниматься, и всю жизнь мы будем его обучать, даже когда он станет мастером спорта. Так велико разнообразие движений тела, манипуляций с предметами - все объять невозможно. Есть определенные тенденции, есть направления, мы и делаем упор на них. Правила в художественной гимнастике меняются в среднем раз в четыре года. После изменений в правилах какие-то старые элементы исчезают, приходится обучать новым  движениям и элементам.

— В художественной гимнастике очень много элементов. Как же в таком случае составляется программа выступления - есть какие-то обязательные элементы?

— Есть такая толстая-претолстая книжка страниц так на 250. Называется она «Правила по художественной гимнастике». В этих правилах прописана стоимость всех элементов. Так, например, самый «дешевый» элемент тела стоит 0,1 балла, а самый дорогой – 1 балл. А еще есть смешанные элементы – когда ты берешь элемент с трудностью в 1 балл, добавляешь элемент с трудностью в 0,3 балла, то в итоге можешь заработать 1,4 балла (+0,1балла  за соединение 2-х трудностей)

— Получается, что выступления, которые мы видим – некая смета, где просчитано каждое движение.

— В правилах помимо стоимости прописываются обязательные элементы. Например, по программе мастеров спорта в упражнении должно быть 12 элементов движений телом. При выступлении с обручем всего должно быть поровну – поворотов, равновесий, наклонов, прыжков, а в упражнении с  мячом основные элементы – прыжки и наклоны, т.е. я должна сделать 12 элементов, из них обязательно у меня должно быть 4 прыжка, 4 элемента на гибкость, а остальные 4 элемента я могу выполнить из любых групп трудностей элементов тела (прыжки, равновесия, повороты, гибкость и волны). Элементы телом, выполненные без работы предмета (например, статика предмета), не защитываются. Каждое движение с предметом дает определенное количество баллов. А еще есть так называемые риски – это выполнение предметом броска, когда под летящим предметом необходимо выполнить минимум 2 (база) вращательных движения телом. Вращательные движения  могут быть вокруг вертикальной или горизонтальной оси тела, разных уровней. Надбавки идут за ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук (например, ногами), за  каждое дополнительное вращательное движение. Это на самом деле сложно – составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы  в итоге получить красивое упражнение.

— Действительно сложно. Интересно, кто оценивает такие непростые программы? Как проходит судейство?

— Судейская бригада состоит из 12 человек, которая делится на 3группы судей. У каждой из них свои цели: первая группа оценивает техническую ценность композиции, ценность элементов с предметом, вторая – артистическую ценность базовой композиции (хореографию, передвижение по площадке, музыкальное сопровождение), третья - следит за техникой исполнения –потеря предмета, грамотная и правильная работа телом и предметом.  Вот из этого всего и суммируются оценки. Если я могу что-то отлично сделать телом, но предмет просто держу в руке, то и оценку получу низкую. Многие родители недоумевают: ребенок так замечательно выступил - а оценки низкие! Но по сути, он ничего и не сделал - потанцевал, поулыбался и получил, соответственно, 3 копейки. Во время соревнований на каждую гимнастку предоставляется карточка, в которой записана ее программа – последовательность всех движений телом и предметом. Она должна ее выполнить точь-в-точь, как в этой карточке. У каждого движения телом и предметом есть свой символ, со стороны это очень похоже на китайские иероглифы. Разобраться в этом достаточно сложно, поэтому судьи постоянно проходят обучение, семинары, сдают экзамены и, конечно, необходима практика судейства.

— С какого возраста стоит отдавать ребенка в художественную гимнастику? Когда уже поздно? Можно прийти в 25 и добиться чего-то?

— В 25 можно прийти и добиться чего-то лично для себя. Если же говорить о соревнованиях, то тут жесткий возрастной ценз. У нас четкие ограничения. Вот сейчас, например, по программе кандидатов в мастера спорта выступают гимнастки 97-98 года рождения. Выставить другой возраст я не имею права. А для себя добиться чего-то очень даже реально. В нашем клубе есть группа «Несбыточная мечта детства». Туда ходят девушки и 25, и 30 лет, которые легко садятся на шпагат. А еще есть эстетическая гимнастика. Это такой вид спорта, где нет ограничений по возрасту. Что касается начала занятий, то у нас есть группа раннего физического развития, где детей подготавливают к занятиям спортом, не обязательно к художественной гимнастике. Приводят детей с 2,5 лет, приводят много. Я считаю, что это полезно. А на художественную гимнастику детей приводят и в 3,5, и в 4 года, и в 7 лет. Осознанно дети начинают заниматься художественной гимнастикой, когда идут в школу, когда начинают немного соображать. Потому что, если голова не соображает, то ручки и ножки просто не сделают так, как надо. Когда родители говорят, что их детки с 4-х лет занимаются художественной гимнастикой, то они глубоко ошибаются. Да, мы принимаем в секцию художественной гимнастики, но как таковой они художественной гимнастикой не занимаются, они осваивают начальную подготовку для занятий художественной гимнастикой.

— Т.е. настоящая художественная гимнастика начинается с 6-7 лет?

— Настоящая художественная гимнастика  начинается с того момента, когда гимнастка  начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку. Очень долго спорили  - художественная гимнастика, это спорт или искусство. А чувствовать и владеть и телом, и предметом девочки обычно начинают лет с 13, 14 .Остальное время – это обучение!!!!!!!!!!!!

— Какого ребенка Вы не возьмете на занятия по художественной гимнастике?

— Однозначно - больного, со сколиозом. Многие именно со сколиозом идут в художественную гимнастику, т.к. «посоветовали». Я сразу им говорю, что это не лечебная гимнастика. Да, она может в каких-то случаях помочь, выправить позвоночник, а в каких-то наоборот усугубить ситуацию. В первую очередь ребенок должен быть здоровым.

— Лишний вес тоже является ограничением?

— Лишний вес тем более. Конечно, у нас есть несколько детей, у которых лишний вес, хотя я родителям сразу сказала – просто для здоровья два раза в неделю по часу, на большее рассчитывать не стоит.

— А если лишний вес уйдет в результате тренировок?

— Не уйдет, т.к. дело не в физических нагрузках. Родители приводят детей в надежде, что физическими нагрузками смогут решить проблему с лишним весом у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев все проблемы из-за неправильного питания ребенка. Когда мы приезжаем в наш летний спортивный лагерь, то многие дети начинают жаловаться «я не ем суп, я не ем овощи». Не едят не потому, что не нравится, а потому, что дома их к этому не приучили, не приучили к нормальной здоровой пище. Когда детей начинаешь грамотно правильно кормить, не даешь им перекусывать булочками и конфетами между основными приемами пищи, то они худеют – за две недели лагеря по 3 килограмма сбрасывают.

 

Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»?

— Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка - чисто внешне удивительно красивого... Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике: красивый ребенок - замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» - у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест.

— А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень?

— Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских олимпиадах, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год долбать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать. Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то не смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Приклеили стразы (а на купальник их нужно около 5-6 тысяч штук) – цена разу же выросла в несколько раз. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнование с ширпотребом – это просто нонсенс. Мы в основном пользуемся товарами японского производства. От качества предмета зависит очень многое. Дешевый мяч стоит 2500-3000 руб., мяч получше обойдется в 4000-4500, лента стоит где-то 1500 руб., палочка булавы от 2500 руб., скакалку можно купить за 1000 руб., ну и обруч до 2000, тут цена зависит от размера.

— С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике.

— В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит девочка красивая, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, кривоногая, и вроде шпарит как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают.

— Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя.

— Это будет просто неправильно. Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.

— 8 часов в день?

— Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз. У моей дочери шрам от такой булавы, другой девочке на соревнованиях выбило зубы. Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. У меня одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А у нас все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.

— Непросто улыбаться при таких нагрузках.

— Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.

— Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми?

— Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны. У нас в одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся устраивать больше  всероссийских турниров, чтобы дать детям возможность показать себя.

— Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей.

— У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: "На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?".

— Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы? 

— В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших соревнований. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано.

— Как в таком случае реагируют родители?

— Знаете, как говорят: "Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель". Резко кончено, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости. Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.

— Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться.

— Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе - ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное - набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.

— Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда?

— Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически. Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.

— Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться?

— Моя дочь с медалью закончила школу – каждый день сидела до 2-3 часов ночи.

— Не жалеет?

— Ничуть. После окончания школы ее пригласили в Санкт-Петербургский железнодорожный институт, где очень культивируется художественная гимнастика в ВУЗах. Она прошла собеседование, во время учебы выступала за свой институт, неоднократно становилась чемпионкой России по соревнованиям среди ВУЗов.

Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких?

— Дети 4-5 лет занимаются 2 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по часу. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.

— Вы говорите, что идет постоянный отсев. А какой процент остается?

— Сложно сказать. Для примера, вот у меня была группа 91-92 года рождения из 16 человек. Из них до звания мастера спорта дошли две девочки. Из группы 93 года рождения осталась одна девочка. В 9-м классе она дошла до кандидатов в мастера спорта и закончила занятия. Здесь очень важна сила воли родителей. Девчонки в 8-м классе уже хотят гулять, хотят хвосты крутить, а нужно идти на тренировки. Одна из моих девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта. Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера. Я сама лично начала работать в 9-м классе, тогда у меня было звание мастера спорта. Набрала детишек из 1-го класса и начала тренировать. Мои первые ученики были младше меня всего на 9 лет.

— Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете?

— Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше - это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.

— Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм?

— Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.

— Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой.

— Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично.

— Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике.

— В своем клубе я провожу соревнования 2 раза в год: в декабре, перед Новым годом и в конце мая, подводя итоги уходящего учебного года. Новички в новогодних соревнованиях не участвуют. С ними мы проводим открытые уроки, чтобы дети могли показать родителям, чему они научились за эти 3-4 месяца. Если говорить о городских или областных соревнованиях, различных турнирах, то их достаточно много, поэтому, обычно, решение об участии принимает непосредственно тренер. У нас только по городу проводится около 5 соревнований в год, плюс по области около 5-6, плюс различные турниры. По результатам областных соревнований формируется сборная области. У нас свой клуб, поэтому мы считаем очень важным участие в первенстве России по клубам. Мы ездим по разным городам, выезжаем за границу, нас много куда приглашают. Конечно, тут многое зависит от финансовых возможностей родителей. Недавно нас, например, пригласили на сборы в Болгарию, где  один только день пребывания в зале стоит 110 евро. Умножьте на семь дней, плюс проезд, проживание, оплата тренеру. В результате получается 40-50 тысяч рублей. Все ли потянут такие траты?

— И? Родители идут на это?

— Тут опять же все дело в амбициях. Некоторые потом очень любят рассказывать друзьям: «Мы вот на сборы в Италию едем », а смысл? Я всегда говорю родителям, что, если мы едем на сборы за границу, то ребенок не увидит ни одного города, ни одной достопримечательности. Ехать на сборы за рубеж с туристической целью нет никакого смысла.

— Результаты, которые покажет гимнастка на подобных турнирах у нас в России учитываются?

— Нет. Все официальные соревнования зарегистрированы через международную Федерацию художественной гимнастики, и все вызовы приходят официально уже в наши российские федерации, где формируется команда, которая будет защищать честь страны. Вот здесь уже смотрят на баллы. А в выездных турнирах может принять участие любая гимнастка. Приехать, поучаствовать, получить красивую грамоту, чтобы потом показать ее родственникам, друзьям, знакомым. Приглашения на выездные турниры обычно просто рассылаются клубам на электронную почту.

— Что дает гимнастика девочкам?

— Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все наши гимнастики очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя.

— Многие, кстати, думают, что художественная гимнастика – это творчество, но, познакомившись поближе, понимают, что главное тут – дисциплина и преодоление: нагрузок, усталости, лени. А как на самом деле?

— Художественная гимнастика – это все-таки творчество. Ни одна наша тренировка не похожа на другую. Но с другой стороны, если у девочки не получается какой-то элемент, то я заставляю его отрабатывать и 2, и 3 часа. Потом контрольное выступление. Если не получается, то идем обратно в зал. И так до тех пор, пока из 10 раз все 10 не будут успешными.

— Программу составляет тренер, все элементы жестко регламентированы. Получается, что все зависит от техники.

— От техники, да. Элементы могут быть одинаковыми, но вот как их свяжет гимнастка, какими она сделает переходы между ними – это уже только ее. Одна переход сделает плавным, другая предпочтет более резкие движения.

— Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений?

— Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Мы ищем характер, что вначале очень сложно.

— Говорят, что «физкультура лечит, а спорт калечит», что у «продвинутых» гимнасток серьезные проблемы с позвоночником. Как после этого отдавать ребенка в спорт?

— У моей дочери была травма позвоночника, девочка неудачно приземлилась. Она лечилась, вправляла в Питере позвонки. Тем не менее, она сейчас говорит мне «даже зная, что придется пройти через это все, я все равно бы пошла в гимнастику». Это втягивает, это совершенно другой мир. Это красиво, это особый уровень общения. А по поводу здоровья, есть еще один миф, по поводу того, что у гимнасток сложно обстоят дела с детьми, на что я всегда отвечаю: покажите мне хотя бы одного тренера, у которого нет детей. Нет таких – у кого двое, у кого трое, а у некоторых и четверо. Что касается позвоночника, то нагрузки, конечно, большие. Но для этого у нас есть мануальный терапевт, раз в полгода нужно ходить к нему, есть массаж, есть баня.

— Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет?

— Все разные. Взять даже известных гимнасток, Кабаева, Чащина – они очень разные. Если говорить об особенностях характера, то нужно быть упертой, быть стервой. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает – на него смотрят 12 судей, а если упражнение-вертушка, то все 24 человека из судейства, плюс наверху секретариат – человек 10-15. Т.е. судейская коллегия около 50 человек и зал, а он один. Маленькие детишки не боятся, т.к. еще не понимают всего, но чем взрослее девочка, тем сложнее ей справиться с этим страхом. А если это Олимпийские игры и ты защищаешь честь страны? Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, а вам всем это докажу». Если ты тюня-матюня, то не добьешься ничего. У меня была гимнастка, которая в зале показывала нечто фантастическое, но как только выходила на ковер, то я просто ее не узнавала – это был совершенно другой ребенок. Она не могла собраться, не могла показать, на что способна. Она так и не достигла каких-то высот. Хотя все тренеры, которые видели ее на тренировках, удивлялись, почему я ее не выставляю на соревнования.

— Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер.

— Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они и потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество. Дело в том, что сейчас дети какие-то бесцельные. Они пассивные. Что им мама с папой сказали, то они и сделают. Я вспоминаю себя в детстве: мы с подругой в 5 лет пошли и записались в бассейн. Родителям ничего не сказали. И в гимнастику я пошла, потому что я сама этого захотела, мне это было интересно. У меня была цель, и я ее достигала. А сейчас детям ничего не надо – они до последнего не знают, куда они будут поступать после окончания общеобразовательной школы. Ждут, когда мама скажет, когда возьмет за ручку и поведет.

— Почему так происходит? В какой момент родители допустили ошибку?

— Я думаю, что все это связано с деньгами. Если все можно купить – зачем тогда стараться, к чему-то стремиться? При советской власти все было бесплатно, но из группы в 30 человек на соревнования летели только 5 самых лучших. Мне не нужно было кричать на тренировках, заставлять, как сейчас – я просто проводила тренировку, и дети знали, что выберут лучших. В итоге пятеро детей уезжали, а остальные продолжали заниматься еще усерднее, чтобы в следующий раз попасть в эту пятерку. А сейчас получается так – провели тренировку, выбрали лучших, но в итоге едут не они, а те, у кого есть деньги. Было много таких моментов, когда мы готовим девочку, она надеется попасть на соревнования, а родители в конце говорят:  "Мы никуда не едем, у нас нет денег".

— Мне кажется, что у ребенка может пропасть интерес к гимнастике после такого, ведь трудиться нужно ради реальной цели.

— Да. Вся эта осанка и прочее – это все они оценят позже, а сейчас для них важно участие в соревнованиях. У нас недавно была ситуация: мы должны были ехать в Москву на соревнования, и за неделю до отъезда ко мне обратилась одна из мам с просьбой убрать ее дочь из списка, т.к. ехать банально было не на что. Мы убрали, а ребенок не захотел больше заниматься, т.к. был очень расстроен тем, что остальных взяли, а ее нет. Видимо, мама неверно все объяснила.

— Как же воспитывать ребенка, чтобы не допустить пассивности, о которой шла речь, бесцельности. Быть строже – пусть сами всего добиваются?

— Родители должны стимулировать ребенка. У нас в семье мы так и делаем: если ребенок чего-то хочет, то мы мешать не будем. Когда моя старшая дочь сказала, что хочет ехать учиться в Питер, то мы с мужем были в шоке, но согласились, т.к. должны были дать шанс своему ребенку. Думали, что если она не поступит, то это уже другое дело, но дать ей возможность попытаться, попробовать мы должны. В итоге она поступила, выучилась, вышла замуж. Сейчас обе дочери живут там. Если ребенок к чему-то стремится, нужно помочь ему этого добиться, а не дать это в готовом виде. Многие родители приводят ребенка и говорят: «Пусть она одно занятие позанимается, и посмотрим – хочет она или не хочет». Да она сама еще не знает, чего она хочет. После первой тренировки она может прийти радостная, а потом, когда что-то не получается и ее ругают, то она начинает плакать. А мы не можем всегда хвалить. Я всегда родителям говорю: Ваши дети нужны только Вам. Как Вы будете с ними заниматься, как развивать – так они расти и будут. Если Вы считаете, что воспитание – это нарядил и покормил, то Вы можете очень быстро потерять связь с ребенком. Родители должны участвовать в формировании характера, личности своего ребенка.

— Когда начинается новый набор в группы по художественной гимнастике?

— У нас новый набор начинается в августе, но и в течении года мы берем детей. Естественно, жаль, когда детей приводят с целью "лишь бы куда-нибудь пристроить". Родитель должен морально себя подготовить, взять на себя всю ответственность, т.к. ребенок в 4 года не может сам решить – чего он хочет, а чего нет.

— У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года?

— Каникулы - 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.

— Вы для этого возите детей в спортивный лагерь, чтобы не потерять спортивные навыки?

— У нас очень много того, что нам нужно осваивать с предметами, элементы с телом, которые нужно прорабатывать, на что у нас нет времени, т.к. зал мы арендуем на конкретное время. В лагере же мы находимся целый день. Там у нас с 10:00 до 13:30 тренировка, в 14:00 обед, потом тихий час – все спят без задних ног, с 17:00 до 19:30 вторая тренировка, а вечером с 21:00 до 23:00 разные культурно-развлекательные мероприятия.

— Наталия Васильевна, можно сказать, что Вы сами - первое поколение гимнасток в нашей стране?

— Можно сказать, что да. В то время ходили тренеры по школам, отбирали детей. Во втором классе я начала заниматься художественной гимнастикой.

— Как возникла идея открыть свой клуб?

— СК «Заря»(от завода «Металлист») закрыли за долги. Многие сидели думали – что делать дальше? Один из наших друзей подал идею открыть свой клуб. На меня тогда смотрели как на сумашедшую – все вино-водочные ларьки открывали(1992г.), а я пошла спортивный клуб открывать.

— Что самое сложное в работе тренера?

Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру.

— Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя.

— Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут поехать на соревнования, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Мы, тренеры, в течение года, работаем ,практически, без выходных.

— Вы строгий тренер?

— Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут  плачь - не плачь, а делать нужно. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилась ее интеллигентность, ее внешность – как она выглядит, как она общается, как она держит себя. Я хотела быть похожа на нее.

— Дайте, пожалуйста, совет, родителям, которые сомневаются - вести ли своего ребенка в художественную гимнастику.

— Я хочу сказать, что если родители решили отдать ребенку в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а нам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале – тренируют свой разум, свое тело, свою волю. Где вот сейчас Ваша девочка? Она не где-то, она на ТРЕНИРОВКЕ!

Наталья Тилли



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему