Осторожно, метод проныривание по Чарковскому

Рубрика: 
Дата публикации: 21 ноября 2013 17419 Комментировать
  Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребенка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питаеним мозга, приводит к скачкам умственного и физического развития у детей. В двух словах — водный тренинг. Ребенка часто и быстро погружают в воду в течение 30-40 минут. Вынырнув из воды, ребенок успевает вдохнуть воздух и опять ныряет при помощи взрослого. В момент погружения под воду ребенок вынужденно задерживает дыхание и когда выныривает, вынужденно делает активный вдох. Мозгу нужен именно этот активный вдох.                        На разработку программы аква-тренингов для недоношенных или ослабленных новорожденных детей Игоря Борисовича Чарковского вдохновили положительные результаты лечения дочери. В 1962 году его жена родила семимесячную дочку Вету. Ситуация была критическая. Шансы выжить были очень низкие. Тогда он и сконструировал первый вариант своего аквариума, где его дочь по прошествии времени начала свободно плавать и прибавлять в весе. В шесть месяцев Вета, сидя на дне своего бассейна, играла под водой в камешки, без проблем задерживая дыхание на две минуты. Чарковский пришел к выводу, что новорожденные сохраняют рефлекс блокирования трахеи, что приводит к задержке дыхания и не дает воде попасть внутрь. Ведь младенцы 9 месяцев находятся в водной среде.  

 

"Человек без медицинского образования не может создать учение об оздоровлении или новом способе рождения"

 
  То есть изначально этот метод был разработан для помощи тяжелобольным и сильно ослабленным детям посредством ныряния и плавания, технических приспособлений и специальных водных тренажеров.  Но прошло какое-то время, и вот уже проныривание взяли на вооружение многие родители в качестве развивающей и оздоровительной системы.Официальная служба системы здравоохранения в штыки восприняла нововведения Чарковского. Претензия заключалась в том, что человек без медицинского образования не может создать учение об оздоровлении или новом способе рождения. В российской медицине Чарковский до сих пор – персона нон-грата, к которому относятся настороженно и даже недружелюбно. А на западе его «русский метод» идет на ура.

Положительные стороны метода Чарковского

Основной плюс – польза для физического здоровья. Проныривания укрепляет иммунную систему так, что дети забывают о простудных заболевания. Выстраивается оптимальная терморегуляция. Улучшается кровообращение. Включаются жизненно-важные защитные функции, когда организм сам начинает бороться с различными заболеваниями. Считается, что до года непросто продиагностировать отклонения от нормы в здоровье у ребенка, а проныривание гарантированно убирает многие проблемы со здоровьем. Повышается аппетит, уходит проблема с запорами. В интернете можно найти массу примеров, как дети исцелились благодаря проныриваниям. «Медсестра из нашей поликлиники занималась со своим ребенком (диагноз энцефалопатия) у самого Чарковского. Она вспоминает, как тяжело было заниматься, целый день ребенок проводил в бассейне, даже кушал там. Но через полгода диагноз был снят, а маленький синюшный ребенок превратился в богатыря с совершенно нормальной психикой. Его физическое и интеллектуальное развитие намного опережало сверстников». Считается, что помимо здоровья метод прорабатывает первородный страх. Ощущение дискомфорта в процессе рождения смягчается в водной среде. Происходит микроребефинг, маленькое более комфортное перерождение в более естественной водной среде. При проныривании ребенок испытывает стресс и, как считают последователи Чарковского, нарабатывается навык преодоления трудностей. Трудность как норма.  В диком мире с младенцами не сюсюкали, их купали в холодной реке или озере. Они не были центром вселенной. Они были просто частью жизни. Водная среда становится для детей такой же родной, как и воздушная. Дети Лены Фокиной, последовательницы Чарковского, в 1.5-2 года могли спокойно доставать со дна моря звезды или каракатицы, играть с ними в море, как обычные дети играют с котятами и щенятами на земле.

Отрицательные стороны метода Чарковского

Интернет пестрит статьями «Чарковский – нет!», «Проныривание – насилие!» и все в таком духе. Я посмотрела несколько видео с проныриванием детей. Я была в шоке...Со стороны процесс выглядит безумием – беспомощного, кричащего ребенка окунают в воду. Кричать ему не хватает сил, воздуха и времени. Судорожный вдох и снова буль-буль... Противники метода считают, что при проныривании ребенок утрачивает базовое доверие к своей матери, к миру в целом. Вот его окунают, он просит о помощи, а мама стоит рядом и ничего не делает, а просто смотрит на него. Она видит, но не вмешивается, а то и сама все это делает. И ребенка накрывает безысходностью. Если не поможет мама, то не поможет никто. Говорят, что в будущем такие дети вырастают в людей с онемевшими эмоциями. В них нет сострадания, сопереживания. Эмоции будто парализованы от регулярных травм проныривания, как будто отсечены.  

Стоит ли пользоваться этим методом?

Говорят, что взгляд у пронырянных детей более осмысленный. Я смотрю фотографии и правда, взгляд у них взрослый, может быть даже мудрый. Дети, которые в свои несколько месяцев уже испытали многое. Сильнейший стресс рождения, сильнейший стресс проныривания. Может быть эти крохи ужеи по-другому смотрят на жизнь и на то, как ее стоит прожить в будущем. Но еще я смотрю на своего сына, в его глаза. Он пока такой еще маленький и мне хочется создать ему классическое детство, пусть где-то с иллюзиями (что, например, Дед Мороз существует или никто никогда не умрет), помогая ему и не создавая ему искусственных трудностей. Я не хочу его проныривать... Да, возможно это инфантильность и материнский эгоизм – подольше насладиться детством ребенка. Дать ему быть просто ребенком. Может, в этом моя слабость и моя недальновидность. Может быть, мамы, которые погружают своих детей в воду, очень сильны духом и продвинуты, а их дети будут пионерами новой полнокровной свободной жизни. Важно одно. К чему готовы лично вы? Если готовы, делайте. Если не готовы, не делайте, но и не судите строго. Ведь, не погрузившись в метод с головой (в прямом и переносном смысле), не увидев результатов работы, нельзя составить объективное мнение. Статистика в интернете – вещь очень подвижная… То, что нам кажется безумием сегодня, может оказаться гениальным открытием завтра. Посмотрите видео, сделайте выводы.   Елена Нудгина

Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему