Папа, нам задали поделку: «проектные» кошмары родителей, и кому они нужны?
В моей семье трое детей. Старший ребенок — в старшей группе детского сада, средний — в средней. Младший — пока не в детсадовском возрасте, что периодически радует. Потому что те, которые в саду, регулярно приносят весть о необходимости очередного творческого задания. Такого, которое ребенку в одиночку сделать явно не под силу.
Я с утра до ночи на работе, для жены с одним грудным ребенком и двумя детсадовскими понятие вечернего досуга тоже существует где-то в параллельной вселенной. Но не сделать поделку — это значит ввести ребенка в стресс, потому что и среди других детей он будет чувствовать себя белой вороной, и воспитатель отругает.
Выход — либо сдвинуть свою работу на ночь (если есть такая возможность) и все-таки сделать поделку вместе с ребенком, или изготовить ее ночью самому. Второй вариант даже предпочтительнее, ведь и ребенку свойственно гордиться способностями родителей, а не только своими, и для воспитательницы совершенно неважно, что к поделке дитя явно не имеет никакого отношения. Главное — она принесена, и можно гордиться выставкой перед методистом, заведующей и, наверное, самой собой.
Те, у кого дети ходят в школу, говорят, что там те же проблемы, только вместо поделок родители делают за детей творческие и научные проекты. Кому же нужна эта показуха, что заставляет педагогов и различные комиссии закрывать глаза на то, что поделка или проект явно родительского исполнения? И какой вообще смысл в таких творческих заданиях?
У сотрудников детских садов в методических руководствах значится и работа с родителями, поэтому для них «очумелые ручки» — просто одна из форм такой работы.
Марина К., воспитатель детского сада:
Наша работа — это воспитание не только детей, но и в какой-то степени мам и пап. Мы должны стимулировать совместные занятия детей и родителей. Сложная поделка, сделанная самим родителем? Ну, это такое же участие мамы или папы в жизни детского сада, как, например, помочь с уборкой снега. Мы должны активно привлекать родителей к совместной работе, а не просто «привел — забрал ребенка».
Родители, может, и не были бы против такого «совместного воспитания», но подозревают, что мотивы подобных заданий — не развитие ребенка, а педагогическая отчетность.
Наталья Д., домохозяйка:
Я всегда стараюсь находить время на развивающие занятия с детьми. И с удовольствием делаю «домашние задания» из детского сада вместе с ребенком. Но меня неприятно поразила одна история. Было задание сделать поделку или рисунок на осеннюю тему. Мы собрали опавшие листья, дочь нарисовала рисунок, в который мы вшили листья и получилось нечто вроде «объемной картины», большую часть из которой ребенок сделал своими руками. Я понимаю смысл таких заданий именно в этом — пусть простенько, зато малыш делает сам, чему-то учится, развивается. Но воспитатель отреагировала на нашу поделку довольно хмуро и даже как-то пренебрежительно: мол, это рисунок, а не поделка. Зато очень хвалила сложные работы, явно сделанные самими родителями без участия детей. Или еще пример: было задание сделать птичью кормушку. Победила сложная деревянная конструкция, явно сколоченная одним из пап от начала и до конца. Причем тут развитие ребенка? Я подозреваю, что воспитателям нужно не развитие детей, а выставочные экземпляры, которыми можно отчитаться перед руководством.
Школьные преподаватели не скрывают, что успешно выполненные (неважно кем) внеурочные проекты — это в потенциале для них прибавка к зарплате.
Наталья Т., преподаватель английского языка в средней школе:
Зачем преподаватели дают детям проектные работы? Все просто: учителя получают за них дополнительные баллы, а значит — прибавку к зарплате. И чем качественнее работа, тем больше вероятность, что она пройдет процедуру защиты перед комиссией из завучей и директора школы и, возможно, пойдет выше уровнем. А это больше баллов. А качественнее проект сделает, конечно, родитель, нежели ребенок. Получается, учителя заинтересованы финансово в том, чтобы проект делали родители. В принципе, можно организовать все это по уму и, например, совместить проектную работу с текущим учебным процессом. Например, чтобы проект по английскому языку был частью изучения английского в рамках программы и обеспечивал дополнительную глубину изучения. Тогда в этом будет польза и ребенку. Лучше всего о таких вещах, связанных с проектами, договариваться совместно на родительском собрании в начале учебного года.
Чиновники удивляются самому существованию проблемы, затронутой в нашем материале, и не считают, что система отчетности и оплаты труда в образовательных учреждениях стимулирует показушничество.
Елена Сироткина, специалист департамента образования г.о. Самара:
Я от вас впервые услышала о существовании данной проблемы, никогда с ней прежде не сталкивалась. Если мы проводим конкурс, например, елочной игрушки, то могут быть требования к ее форме или разновидности, но нет требований к материалу и тем более качеству исполнения. Системы, которая поощряла бы показушность, чтобы за детей проектные работы или поделки готовили родители, по линии департамента образования точно нет. Обычно качество работ в образовательных учреждениях оценивают сами педагоги, и они должны определять в том числе, сделана ли работа родителем или самим ребенком.
Вот такая выходит в итоге неприглядная цепочка целей и коммуникаций.
Игорь Южный
Следите за жизнью Бебинки в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер.
Расскажите своим друзьям