Раннее развитие: каждому по способностям и потребностям

Рубрика: 
Дата публикации: 26 августа 2013 4619 Комментировать
Наш автор и директор семейного клуба "Улитка", приверженец естественного родительства Анна Жулидова в прошлом была противницей раннего развития. Однако в ее педагогической и психологической практике нередко встречались дети с неимоверной тягой к знаниям. Раннее развитие - это необязательно уроки скрипки в два года (такой пример можно найти в книге Масару Ибука "После трех уже поздно"), это удовлетворение любопытства малышей и овладение знаниями через доступную их возрасту игру. Ранее развитие – странное словосочетание. Из-за слова «раннее» его, бывает, пугаются. «Раннее» как будто предполагает, что развивать ребенка собираются рано – раньше, чем это следовало бы делать, раньше, чем он был бы к этому готов. Поэтому возникают разговоры о том, что раннее развитие лишает, например, детства.Признаюсь честно, я в прошлом была против раннего развития. Пока не начала работать в детских клубах, используя некоторые методики этого самого раннего развития. Я увидела детей, которые легко и быстро «схватывают» то, что им даешь. Увидела их естественный интерес, их желание узнавать и разбираться дальше, их природное любопытство, тягу узнавать мир и играть, играть, играть. И я поняла, что не все, что называют ранним развитием одинаково плохо. Я знаю точно, что каждый ребенок изначально любопытен. Каждый обладает огромным желанием развиваться, расти, учиться. Годовасик хочет учиться ходить, бегать, овладевать мелкой моторикой, разобраться в предметах вокруг себя и понимать их свойства. Трехлетка задает сто вопросов в час, 50 из них начинаются со слова «Почему?». Каждому возрасту свойственны свои особенности, но всегда ребенок не статичен, он всегда развивается, всегда к чему-то стремится, у него всегда есть потребность меняться, расти, узнавать, учиться – так он устроен природой. И очень здорово, по-моему, когда мы можем на эту потребность своевременно ответить.Сейчас я думаю, что раннее развитие – это, например, учить младенца читать по Доману или сажать трехлетку за парту – вот это по-настоящему рано. Это не отвечает потребностям и задачам возраста, это родители и педагоги слишком торопятся. Но это вовсе не значит, что нужно избегать всех методик раннего развития. Потому что среди них, если их своевременно преподнести, есть вовсе даже не ранние. Если вы берете, например, кубики Зайцева и вместе с годовасиком трясете их, удивляясь, что в разных кубиках звук разный, или вы с годовасиком засовываете эти кубики в кастрюлю и удивляетесь, что маленькие кубики помещаются, а большие – нет, то это не раннее, а своевременное развитие. И годовасик вам будет очень благодарен. Если вы с двухлеткой берете кубики Зайцева, строите башню, а лучше даже две башни: он – из железных кубиков, а вы – из деревянных, и потом вы ему позволяете эти башни разрушить, то это тоже не раннее развитие, а, конечно, своевременное.  Двухлетка горд и рад, и получает много полезного из этой игры - он развивается. Если те же кубики Зайцева вы берете с трехлеткой и строите из них паровоз на букву «А» или рассказываете ему историю о том, как «А» пришла к «О» и сочиняете сказку о том, что было дальше, или в кормите кукол кубиками, на которых есть буква «У», например – то это не раннее развитие, конечно, оно своевременно. Это интересная игра для трехлетки, она отвечает его представлениям об играх в этом возрасте, отвечает его потребностям, вызывает интерес. И она для него полезна. То же самое с другими методиками. Дьенеш, Куизенер, Монтессори, любые пазлы, конструкторы, кубики, палочки, вкладыши не страшны сами по себе. Страшно, если вы их неправильно используете. Если пытаетесь «впихнуть» буквы и цифры в ребенка, который ими не интересуется. Если игра превращается в учебу, в гонку за результатом – вот это лишает детства, а не развитие ранними методиками само по себе.Смотря на детей, я думаю, что они хотят и могут намного больше, чем им предлагает наша система школьного образования. По-моему, во многих вещах им интересно разбираться раньше и по-другому, чем это устроено в школе. Можно выучить перелетных птиц в третьем классе, вызубрив столбик из учебника по природоведению, а можно поиграть в перелетных птиц в три года и непроизвольно их запомнить. Потому что это интересно. Чтобы использовать методики раннего развития с пользой, не перегнув палку и не навредив, нужно хорошо понимать ребенка, разбираться в его возрастных потребностях и задачах, в его личных особенностях. Иметь немного фантазии, чтобы придумать интересную игру. Любить детей, чтобы играть с ними с удовольствием – иначе они не захотят играть с вами. Все это можно найти в нашем Семейном Клубе «Улитка». Мы предлагаем развивающие занятия для малышей-годовасиков, для детей двух, трех и четырех лет. Мы бережно и индивидуально подходим к каждому ребенку, не гонимся за результатом. На занятиях с детьми присутствуют мамы, которые знают своих малышей лучше всех остальных. Альянс специалиста педагогики и специалиста по конкретному ребенку способен творить чудеса!Занятия для годовасиков   https://vk.com/event57423674Занятия для детей двух, трех и четырех лет https://vk.com/event56844562Анна Жулидова

Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему