Семейные чтения в Самаре
Вряд ли найдутся люди, которым нужно объяснять роль чтения в жизни человека и доказывать, что чтение продолжает оставаться самым популярным, распространенным и эффективным познавательным и образовательным процессом. И, тем не менее, с конца восьмидесятых годов во всем мире в сфере чтения наблюдается критическая ситуация. Интерес к книгам падает катастрофически. Среднестатистический человек сегодня может читать две-три книги в год или не читать вообще, тогда как еще полвека назад чтение входило в распорядок дня практически у каждого, вне зависимости от возраста, профессии и социального статуса.
Традиции семейного чтения также уходят в небытие, а ведь духовно-нравственное воспитание, любовь к знаниям, нормы воспитания закладывают в человека именно в семье, а не в школе. Чтение должно сопровождать человека с самого его рождения — этот процесс стимулирует у ребенка развитие коммуникативных навыков, эмоциональной гибкости, образного мышления, развивает речь и хорошо пополняет лексикон. В 1970-х годах в СССР своим детям читали вслух родители в 80% семей, а сейчас эта цифра не дотягивает и до 10%. Та же проблема и в других странах. Некоторые европейские государства создают специальные организации, называемыми Фондами общественных инициатив, пытаясь бороться с этой проблемой («Германия читает вслух», «Польша читает вслух»). В России работу по возрождению традиций семейного чтения ведут библиотеки, проводя ее уже более 15-и лет.
Сегодня любая библиотека включает в свою деятельность работу с детьми и их родителями. В 2002 году в библиотеках стали создаваться специальные отделы, занимающиеся проблемами чтения в современном мире. Как правило, они называются центрами чтения. Не исключение из этого правила — самарские библиотеки. С 2012 года Центр поддержки и развития чтения Самарской областной научной универсальной библиотеки проводит литературно-музыкальные игровые — мероприятия, в простой и увлекательной форме знакомящие детей самых разных возрастов с авторскими и фольклорными сказками или культурой, искусством и литературой разных стран. Живые чтения сопровождаются музыкой, творческими заданиями и играми. В летний период около центрального входа в библиотеку функционирует детская площадка, на которой самые маленькие могут не только поиграть с игрушками, порисовать и покататься на машинках, но и принять участие в разных конкурсах и викторинах, подвижных играх, посмотреть мини-представления специального детского театра. Все это организовывают и проводят работники библиотек. Библиотека сегодня старается осваивать новые пространства, методы и формы привлечения к чтению. Детские площадки, на которых в игровой форме маленьких посетителей знакомят с лучшими образцами мировой детской литературы, создают почти все крупные библиотеки не только России, но и мира. На базе Самарской областной детской библиотеки уже много лет функционирует литературно-игровой салон «ЛИС», ведущий работу для постоянных читателей — детей и их родителей.
Библиотеками регулярно проводятся встречи с детскими писателями Самары и других городов, проводятся разные мероприятия: от конкурсов, викторин и других игровых форм до живых чтений, библиотечных уроков, бесед с читателями. И у подобных проявлений активности в сфере семейного чтения образовывается определенный круг постоянных посетителей, приводящих в библиотеку своих детей.
Но мало просто посещать данные мероприятия — сегодняшний родитель должен стать сам инициатором возрождения традиций семейного чтения хотя бы в рамках собственной семьи. Сам ребенок не возьмет в руки книгу, ему обязательно понадобится родительская помощь. К тому же, родитель должен тщательно выбирать для ребенка литературу. Очень важно развить вкус к хорошей литературе именно в детстве. Взрослый человек может сам сделать свой выбор и не подвергнется регрессу из-за нескольких прочитанных книг сомнительного качества, а вот в воспитании ребенка таких ошибок допускать нельзя. Но для того и существуют библиотекари — профессионалы в области чтения, к которым всегда можно обратиться за советом. Существует даже специальный журнал, посвященный данной проблеме — «Семейное чтение». Также в интернете существуют хорошие родительские порталы и форумы. Например, на Бебинке всегда можно своевременно узнать информацию о том, в какие места города можно сводить ребенка, как организовать ему культурный досуг, а также почитать о самых лучших детских книгах — современных и не очень.
Самый простой способ приучить ребенка к чтению и привить ему любознательность — чтение вслух каждый день. Достаточно уделять этому процессу всего полчаса-час, и результат не заставит себя ждать. Постепенно следует усложнять материал — есоли сначала чтение можно начинать с легких и понятных стихов, то когда семейное чтение войдет в привычку, надо перейти к классической детской литературе. Современное легкое чтиво может интересовать ребенка, но нельзя только на нем воспитывать любовь к книгам. Возможно, ребенок будет охотнее читать данную литературу, но тогда переход на серьезные книги вряд ли уже свершится. Очень важно научить пользоваться его библиотекой. Ну и наконец, родитель должен помнить, что он является для ребенка примером для подражания и многие его действия, ребенок просто-напросто копирует. И поэтому дети не будут хвататься за книги, если не будут наблюдать читающих родителей.
Елизавета Кузьмичева, сотрудник Центра поддержки и развития чтения Самарской областной универсальной научной библиотеки
Расскажите своим друзьям