Поволжский музей железнодорожной техники
Вы когда-нибудь бывали на железнодорожной станции 19 века? Чтобы на нее попасть, не обязательно изобретать машину времени. Достаточно купить билет в Поволжский музей железнодорожной техники, куда мы и отправились.
Месторасположение музея — на окраине города — компенсируют неоспоримые преимущества: он находится под открытым небом, а экспонаты разрешается трогать руками.
Здание музея построено еще 1874 году и не в Самаре, а в Пензенской области. Тогда это был вокзал станции «Дашково», названный в честь княгини Екатерины Романовны Дашковой, первой в мире женщины, возглавившей Академию наук. Той самой, благодаря кому в нашем алфавите появилась буква Ё. Сто с лишним лет спустя здание поездом прибыло в Самару. Здесь его с предельной точностью восстановили по бревнышку по старым чертежам и схемам. Смотришь сейчас на резной деревянный домик и, кажется, что попал в купеческое прошлое, невероятно красивое и уютное.
Прежде чем войти в здание, мало кто удерживается, чтобы не ударить в большой медный колокол, расположенный слева от двери. Когда-то именно он информировал пассажиров. Один удар означал «поезд прибыл», два — «занимайте места», три — «поезд отправляется».
В здании музея можно увидеть не менее удивительные «факты» из прошлого: аппарат Морзе, чайную утварь, уникальную карту железных дорог и другие свидетельства быта железнодорожников 19-го начала 20 века.
Кстати, экспонаты станции-музея пополняют и гости. Например, фото работников депо «Абдулино», когда-то затерявшееся в гараже одного из посетителей, теперь стало частью экспозиции. Если у вас тоже остались вещи, так или иначе связанные с историей железных дорог и вы не против поделиться, в музее будут только рады.
Экспозицию на улице открывает макет первого отечественного паровоза, судьба которого оказалась драматична. Машину в 1834 году сконструировали отец и сын Черепановы. Удачное в целом изобретение в серийное производство не поступило. По одной из версий, свои интересы активно лоббировали объединения конных извозчиков. Они несли серьезные убытки из-за растущей популярности паровых машин. По другой — производство оказалось невыгодным. Топливом служил лес, который вырубали по всей округе. Ресурсы оказались не безграничны, разработка инфраструктуры для подвоза — нерентабельной, а имена талантливых инженеров незаслуженно забытыми. Все потому, что 5 лет спустя модель их паровоза почему-то не попала на главный смотр технических достижений того времени — Петербургскую промышленную выставку. Историков до сих пор терзают смутные сомнения на этот счет. Зато прибыл паровоз «Пермяк», изготовленный на Пожевском заводе механиком по фамилии Тет. Он и получил медаль за «первый русский паровоз».
Паровоз серии П-36 получил прозвище «Генерал» за характерные цветные полосы — «лампасы» — по бокам. Всего был построен 251 паровоз. Поговаривают, что в рабочем состоянии сохранилось меньше 30.
В экспозиции представлен и состав Уфимской детской железной дороги. На аналогичном поезде в одном из парков столицы Башкирии ежегодно маленькие пассажиры с удовольствием колесят по железной дороге длиной почти 2 км. Но в Самаре состав представлен как экспонат с плюшевыми пассажирами: покататься нельзя, но побывать в вагоне можно.
В музее обосновались вагон-кухня и вагон-пекарня. В автономном режиме в таких составах можно выпекать хлеб и кормить людей во время ЧС. Кстати, это «открытые» экспонаты, которые можно посмотреть изнутри.
На ПМЖ в Самаре остался и электропоезд ЭР-200, тот самый, что курсировал меж двух столиц до знаменитого «Сапсана». ЭР-200 был способен развивать скорость до 200 км/ч. На его разработку, производство и обкатку ушло почти 20 лет. А потому к моменту выхода в регулярный рейс — в 1984 году — он уже морально устарел и сильно уступал зарубежным аналогам. Кстати, это один из тех экспонатов, внутри которых можно побывать. Возможность посидеть в кресле машиниста мало кого из взрослых оставляет равнодушными, что уж говорить про детей. В самарском музее можно встретить уникальные вагоны, как например, СД №035, украшенный портретом вождя мирового пролетариата (такой только у нас и в музее Октябрьской железной дороги), вагон-теплушка, в которых перевозили солдат на фронт, чехословацкие электровозы производства «Skoda».
Музей наверняка приглянется не только ценителям истории и техники, но и любителям оригинальных фотосессий в стиле ретро. По доброй традиции, напоследок не забудьте загадать желание и обязательно трижды ударить в колокол.
Адрес: ул. Литвинова, 332А
Режим работы: вт-вс 9:00-17:00
Стоимость билета: взрослый — 90 рублей, детский — 30 рублей.
Наталья Маркова
Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!
Расскажите своим друзьям