Подготовка к школе (МДОУ детский сад № 375)
Психолог МДОУ детский сад - центр развития ребенка № 375 Доровских Светлана Евгеньевна рассказала нашему порталу о том что включает в себя подготовке ребенка к школе, на что стоит обратить особенное внимание родителям, а что отложить на потом.
- В 60-70 годы проводились исследования, согласно которым 96% первоклашек того времени шли в школу с очень высоким уровнем мотивации к учебе. На сегодняшний день эта цифра снизилась до 83%. Как Вы считаете, возможно, все дело в неадекватно высокой нагрузке при подготовке к школе? - Подготовка к школе должна осуществляться в одном месте. Если ребенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно. Программа «Развитие» ДЦ Л.А. Венгера, реализуемая на базе нашего детского сада, предусматривает предшкольную подготовку и дает достаточно высокий уровень готовности к обучению. А вот когда дополнительно ребенка водят на подготовительные курсы в школу – это уже серьезная нагрузка. - Сегодня многие дети не имеют возможности ходить в муниципальные сады. А значит, вопрос дошкольной подготовки ложится на плечи родителей. Выходом часто служат частные развивающие центры. Но программы, которые они предлагают, бывают самые разные – некоторые из них включают в себя и музыку, и театр, и рисование. Человеку, далекому от педагогики (а таких большинство), сложно отделить правду от рекламы, желания продать свои услуги. На какие нормативы Вы опираетесь при подготовке детей к школе? Есть какой-то официальный перечень того, что должен уметь делать ребенок при поступлении в 1-й класс? - В дошкольном образовании существует определенный перечень программ, которые диктуют свои нормативы подготовки к школе. В работе нашего детского сада обозначены следующие виды непосредственно образовательной деятельности: логика, ознакомление с художественной литературой, обучение грамоте, ознакомление с пространством, элементарные математические представления, развитие экологических представлений, а также музыка, конструирование, лепка, рисование, физкультура. Все это обеспечивает разностороннее развитие ребенка. - Часто можно услышать, что ко 2-3 классу все детишки обладают примерно равными способностями, навыками – вне зависимости от того, как занимались с ними до школы, все выходят на примерно одинаковый уровень. А раз так, то зачем у ребенка отнимать детство – может, путь играет до школы, а там начинает учиться? - Ценность дошкольного детства заключается в том, что от 3 до 5 лет закладываются основы личности ребенка, его познавательная, коммуникативная, физическая активность. Образовательная деятельность детского сада опирается на игру, поэтому гармонично развивает ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей. - С какого возраста имеет смысл начать заниматься с ребенком по каким-то программам? Может быть, есть особые программы для каждого возраста? - Программы «Развитие», «Истоки», «Радуга», «Успех» и др. являются комплексными и охватывают весь период дошкольного детства с 3 до 7 лет. - Предположим, с ребенком активно занимались до школы и вот малыш идет в первый класс. Как обычно меняется его расписание? Часто говорят, что приходится бросать все прежние развивающие занятия, так как они не совместимы со стандартной школьной программой – правда ли это? - Как правило, у тех, кто активно занимался с ребенком до школы, расписание практически не меняется. Однако при планировании дополнительных занятий надо помнить, что в среднем ученик начальной школы способен усвоить в день 4-5 видов учебной деятельности, включая и физкультуру, и рисование. - Ранее развитие обычно подразумевает обучение грамоте и развитие каких-то творческих способностей. При этом спортивные занятия часто остаются за рамками развивающего подхода, считается, что обычной детской активности и так достаточно. - Раннее развитие подразумевает и физическое развитие. Однако в этом возрасте более оправданы занятия физкультурой, а не спортом. Особенно это касается мальчиков, так как до 9 лет у них рост тела опережает рост сердца и этот жизненно важный орган работает с нагрузкой. А физкультура, конечно, обязательно должна присутствовать в жизни ребенка. - Излишняя нагрузка способна убить желание учиться у ребенка еще до школы, а значит, трудно будет и ребенку, и учителю. Как лучше всего организовать подготовку ребенка к школе? Какое количество занятий в неделю и какая длительность будет оптимальной? - В детском саду нагрузка на ребенка регулируется СанПиН и Федеральными Государственными требованиями. Продолжительность занятий в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе – 15 мин., в средней группе – 20 мин., в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – до 30 мин. «Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут». - Дайте, пожалуйста, общий совет родителям, которые серьезно размышляют о вопросе дошкольной подготовки своего ребенка. - Важно помнить, что для поступления в школу необходимы не столько знания, умения, навыки, сколько развитие познавательной активности, умение общаться, слушать и слышать окружающих, положительное отношение к школе. Вернуться к "Правильной подготовке к школе"
Расскажите своим друзьям