Методы борьбы с детской агрессией. Советы психолога.
Агрессивность является достаточно серьезной проблемой, которая требует самого пристального внимания. Также дети могут проявлять и вербальную агрессию. Например, вызывающе произносить грубые и обидные слова. Достаточно часто ребенок причиняет боль другим исподтишка, стараясь, чтобы находящийся рядом взрослый не заметил этого. Если резко одернуть его, пристыдить, наказать, то он, скорее всего, расплачется, а может и «закатить истерику». Поэтому целесообразнее в подобной ситуации не ругать малыша, а помочь ему избавиться от накопившегося негативного эмоционального напряжения, которое и послужило причиной плохого, с точки зрения родителей, поведения.
Какую же помощь мы можем оказать ребенку? Если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло, включить ребенка в игру, в которой он сможет «выпустить пар»: бить, ломать, кидать, не причиняя при этом вреда себе и другим. Для этого мы рекомендуем пополнить арсенал игр и игрушек такими необходимыми атрибутами как: ударные музыкальные инструменты, свисток, пластмассовые цепи из отдельных звеньев, наручники, резиновые молотки, боксерские груши и т.п., которые помогут малышу справиться с отдельными вспышками гнева.
Многих детей привлекает, притягивает запретный плод. Когда же запрещаемое раньше действие легализуется, малыш теряет к нему всякий интерес. Эту особенность можно использовать, общаясь с агрессивным ребенком. Так, мамы и бабушки могут сшить волшебный «Мешочек для криков». Он может быть сшит из лоскутка цветной ткани с веселыми заплатками или с аппликацией в виде улыбающейся рожицы. Впрочем, его оформление полностью будет зависеть от вашей фантазии, желания и возможностей. Когда мешочек будет готов, объясните ребенку, что в нем будет жить крик. И как только малыш захочет покричать, он может взять мешочек и крикнуть в него все, что пожелается. Далее для мешочка с криком можно найти укромный уголок, где он и будет жить, а можно, напротив, повесить его на самое видное место. Как правило, после официального разрешения родителей кричать сколько душе угодно дети не желают этим заниматься и очень быстро успокаиваются.
Снятие эмоционального напряжения с помощью игрушек, то есть перенос гнева на безопасный предмет, — это лишь один из способов работы с агрессивным ребенком, который можно применять и с совсем маленькими ребятами, и с детьми постарше. Особенно эффективным он оказывается в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать. Если же он уже говорит, можно воспользоваться и другим способом: научить малыша выражать свой гнев словами. Пусть он научится прямо выражать то, что он чувствует, говоря родителям: «Я злюсь». «Я сержусь». «Я боюсь». Конечно, детям раннего возраста достаточно трудно выразить словами свое состояние. Но если родители уделяют этому внимание, к тому же сами демонстрируют пример таких высказываний, дети очень скоро обучатся этому приему. Тогда им не придется скрывать свои чувства и действовать исподтишка, потому что взрослые отлично будут понимать их состояние.
Занятия с песком — это просто находка для родителей. Из песка можно строить замки и крепости, а затем бомбить их, выплескивая отрицательные эмоции. Однако если ребенок находится дома, песок может оказаться недоступным. Тогда можно использовать игры с крупой, например, с пшеном или перловкой (только перед игрой необходимо прокалить крупу в духовке). Сыпучие материалы, которые малыш будет просто пересыпать из одной емкости в другую, погружать в них руки, иногда до самых плеч, помогут ему расслабиться. Ну и конечно, агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить, что для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые, во-первых, научат их выражать свой гнев приемлемым способом, а во-вторых, будут способствовать развитию саморегуляции. Вот некоторые из них:
Игра «Обзывалки». Эта игра помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме. Она полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие — какими. Это могут быть, например, названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты... морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко!». Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Игра «Два барана» предоставляет ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло. Со словами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту» взрослый и ребенок, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять сопернику, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е».
Игра «Камушек в ботинке» дает ребенку возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают. В эту игру полезно играть, когда он обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания. Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. «...Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Иногда даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой. Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает...» Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве ритуала, чтобы побудить даже самого стеснительного ребенка рассказать о своих проблемах и заботах.
Игра «Толкалки». С помощью этой игры ребенок может научиться направлять агрессию в позитивное русло, соизмерять свои силы, управлять своим телом и контролировать энергичность своих движений. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга (взрослый становится на колени, чтобы быть «одного роста» с ребенком). Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, скрестить руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой — правую. Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.
Игра «Давайте поздороваемся». Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок ведущего — здороваемся за руку; два хлопка — здороваемся плечиками; три хлопка — здороваемся спинками. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Игра «Тух-тиби-дух». Эта игра — еще рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. Игровые действия — своего рода ритуал, в котором заложен комичный парадокс: хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Ведущий: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово». Чтобы «волшебное слово» подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.
Игра «Подушечные бои». Игра помогает детям «здесь и сейчас», непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев. Играющие кидают друг в друга маленькими подушками, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...». Взрослый начинает игру, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на выплескивание агрессии.
Елена Шаповалова, детский психолог и руководитель детского клуба «Таленто»
P.S. Если после прочтения данной статьи у вас появились вопросы или вы хотите спросить совета автора, обращайтесь и оставляйте комментарии. Мы всегда рады помочь вам!
Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на еженедельную рассылку!
Расскажите своим друзьям