Изобразительное искусство: когда начинать заниматься
С какого возраста следует отдавать ребенка в кружок изобразительного искусства? Когда не рано начинать заниматься творчеством и обучением соответствующим навыкам? Давайте посмотрим глазами родителей, как они представляют творческие занятия, и что они на самом деле могут из себя представлять.
Большинство родителей считают, что на подобных занятиях дети режут, рисуют, красят и клеят. Ребёнку, которому чуть больше двух лет и который, в лучшем случае, ещё только начал уверенно держать карандаш и кисть, как бы рано ходить на занятия. Но если посмотреть шире, то творческие занятия могут быть куда интереснее. Они не ограничиваются всем знакомыми аппликацией, работой красками и лепкой из пластилина. Это может быть разнообразная работа с шерстью для валяния, так модная сегодня, с глиной, солёным тестом, работа с бумагой, не предусматривающая ножниц, различные живописные акварельные техники, такие как точечный мазок, отпечаток, работа сухим графическим материалом с последующей растиркой. Всё это превращается в оригинальную обучающую игру с творческим результатом.
Чему же можно научиться на занятиях по изобразительному искусству? Благодаря большому выбору изобразительных материалов (шерсть, ткань, бумага, глина и пр.) и их цветовому многообразию, в первую очередь, малыш получает богатый тактильный и зрительный опыт. В ходе грамотно построенной изобразительной деятельности, он познаёт мир, через свой прочувствованный образ. Таким образом, расширяется кругозор и эмоциональная сфера.
Итак, определяющим является не возраст, а содержание занятий. Но это не исключает фактора возрастных особенностей. Например, ребёнку в два-три года сложно «отделиться» от мамы. Подобная ситуация является для него стрессовой, и вместо получения навыков, увлечения занятием, психика малыша защищается. Поэтому очень важными являются атмосфера и условия, в которых происходят занятия. Они должны быть максимально комфортными. Для раннего дошкольного возраста такими являются домашняя обстановка, наличие мамы (или папы) рядом, знакомые дети, то есть семейная атмосфера. После двух лет возможны занятия изобразительным искусством с мамой или опытным педагогом у вас дома индивидуально или с группой знакомых детей, а так же в клубах, где предусмотрено присутствие родителей на занятиях. При самостоятельных занятиях также советую рассмотреть возможность дистанционных консультаций с педагогом.
Если же ваш малыш уже «созрел» для самостоятельного общения в группе, то, занятия без мамы уже будут приносить результат.
Очень важно то, какие цели вы ставите, выбрав посещение творческих кружков. Для меня идеальными задачами в обучении изобразительному искусству в раннем возрасте являются развитие личностных качеств детей, а не механическое обучение рисованию. Создание условий, где творчество является естественной частью жизни, где ребёнку предоставляется свобода выбора, а так же, наиболее благоприятные условия для организации познавательной деятельности. Проще говоря, рисование ради рисования в раннем возрасте не имеет смысла, если вы хотите развить именно творческие способности в вашем ребёнке. Поэтому, я советую избегать занятий для детей, где используются шаблоны и образцы, не предлагается возможность самостоятельного выбора.
Мария Шульга
Расскажите своим друзьям