Истоки детского фольклора
Мы живем в прогрессивное время глобализации и информатизации, время, когда народы, их язык и культура смешиваются друг с другом и образуют такой коктейль, что разобраться «откуда растут ноги» уже очень и очень не просто. И наша страна в этом смысле мало отличается от остальных. Однако есть кое-что, что пришло к нам из глубины веков и до сих пор передаётся из поколения в поколение и путешествует из уст в уста. Это детские песенки и потешки. Кто из нас не слышал про сороку-белобоку и не играл в ладушки? Но задавались ли вы вопросом, почему у этих потешек такие слова? Кто их придумал? Мы попытались найти истоки детского фольклора.
«Смотри, какая лялечка маленькая!», — говорит женщина пятилетнему ребенку и указывает на крошку в коляске, — «ты тоже такой лялькой был, а сейчас уже вон какой большой». «Ты моя ляля», — умиленно улыбается молодая мамочка, держа на руках младенца. Откуда же взялось это слово? Такое нежное и мягкое. Его легко запоминают детки, оно приятно ложится на язык.
Существует мнение, что слово это было в ходу еще у древних славян, произошло оно от имени Лели — богини весны и любви. Отсюда и колыбель называют «люлькой», а нежное отношение к ребенку передают словом «лелеять». То есть ему уже не одна тысяча лет и несет оно в себе не только память о прошлом, но и удивительно добрый и светлый посыл, служит самым настоящим оберегом для наших крошек.
С уверенностью можно сказать, что многим детским потешкам, пестушкам и пальчиковым играм лет не меньше.
Сегодня мы учим своих деток, растим и воспитываем. Много лет назад все эти понятия были объединены словом «пестовать». Когда-то наши предки, не зная таких умных слов, как медицина и психология, смогли придумать игры, которые по сей день считаются правильными и полезными, необходимыми для полноценного развития ребенка, для развития его мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи.
В старину, как и сегодня, малышами занимались с самого рождения, рассказывали им истории, и чем младше был малыш, тем проще язык изложения, элементарнее рифма, короче слова. Потом к словам присоединялись движения — от простого к сложному. Ведь для полугодовалого крохи умение пользоваться пальчиками, ручками и ножками — это целая наука, и чтобы постигнуть её, нужна помощь взрослого. Взять, к примеру, ладушки. Вот наиболее распространенный вариант этой потешки:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленна,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Казалось бы, все просто, но откуда в детской песенке взялась бражка? Кто такие ладушки? Кто куда полетел и на чью голову сел?
Оказывается, что многие детские потешки имеют обрядовые корни. «Ладо-ладушки» припевка множества весенне-летних обрядовых песен, и происходит она от имени богини любви плодородия Лады.
Присказка «шу-шу полетели, на головушку сели» берет начало от праздника встречи прилетающих по весне птиц. К этому дню, как правило, пекли печенье в виде птичек, а дети и молодые девушки играли с ними, подбрасывали в воздух и клали себе на голову, а затем рассаживали на проталинах, заборах, верхушках стогов. Пели песни веснянки, закликали весну.
В тексте Ладушек нашли отражение и родильные обряды. Бабушка-повитуха угощает деток кашей, да не простой, а ритуальной, ели такую при рождении и на крестинах, а так же на годовых праздниках в честь повитух, рожениц и маленьких детей. Да и брага была вполне ритуальным напитком.
Все эти обряды проводились, хранились и передавались из поколения в поколение женщинами, потому и перекочевали постепенно в детские песенки да прибаутки, адаптировались, перефразировались, но сохранили глубокий смысл. Надо только почувствовать его и попытаться понять.
Не менее удивительна и любимая нами с детства сорока-белобока. Давайте вспомним, как в нее правильно играть.
Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока — белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец)
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят)
Он дров не рубил
,Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
А вот продолжение уже мало кто слышал, но оно есть и несет в себе урок.
Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:
Вот он ходит — воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай-знай наперед.
(«Топаем» своими пальцами от большого пальчика по руке ребенка до запястья, затем на сгибе локотка останавливаемся и нежно, но отрывисто постукиваем)
Здесь водица студеная,
(Также задерживаемся на плечике)
Здесь водица теплая,
(Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок)
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток-щекоток.
Есть и другие варианты, сорока может варить кашку не для деток, а для гостей, но движения остаются всегда одинаковыми. И кто же эта сорока?
Птица-колдунья. Считалось, что она предвещает что-то плохое, ведь «сорок» — число вредоносных сил. Смысл же потешки связан с праздником «Сараки». Его справляют на весеннее равноденствие 22 марта. В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время принято поминать предков. И есть для этого 5 поминальных дней (как пять пальцев), которые требуют строгого поведения, проведения особых ритуалов и в том числе приготовления поминальной каши, «дедушек кормить» (в потешке детушек или гостей). А сорока здесь — сила, которая несет вред или пользу, в зависимости от того, уважили люди предков или нет.
А если человек дров не рубил (ветер), воду не носил (вода), печку не топил (огонь) и кашу не варил (земля), значит, предков он не помнит и «ничего не получает». Вот и приходится нашему пальчику-мальчику исправляться.
Таким образом, в генетическую память, в подсознание народа с рождения закладывались нравственные и культурные основы и сегодня они тоже здесь, лежат на самой поверхности. Просто нужно их разглядеть, ухватить кончик и размотать клубок удивительных знаний наших предков. Не нужно обижаться на бабушку, которая назвала вашего ребенка лялькой. Не надо заменять «бражку сладеньку» на «Фанту» и тогда мы сохраним ту часть себя, о которой почти не помним, но которая связывает нас с нашими корнями. Наши пра-прабабушки смогли создать удивительно мудрые, точные и правильные игры, нам остается только сберегать этот культурный пласт, хранить его для своих детей, внуков и правнуков.
Анастасия Александрова
Расскажите своим друзьям