Детская центральная хоровая школа

Рубрика: 
Дата публикации: 22 мая 2014 3363 Комментировать

В воскресенье, 25 мая, состоится день открытых дверей в Детской центральной хоровой школе при Самарском академическом театре оперы и балета. Подобное мероприятие пройдет впервые и даст возможность талантливым детям и их родителям познакомиться со школой и, возможно, принять решение о получении качественного музыкального образования. Чтобы узнать, в чем же заключается уникальность школы, мы побеседовали с преподавателем музыкально-теоретических дисциплин и заведующей теоретико-хоровой секцией ? Ириной Леонидовной Корнеевой.

Ирина Корнеева

? Ирина Леонидовна, расскажите, чем отличается ваше учебное заведение от других музыкальных школ?

? Начнем с того, что школа была создана в порядке эксперимента для подготовки детей к участию в спектаклях Самарского академического театра оперы и балета. Предложение об открытии при театре учебного заведения для одаренных детей выдвинули в 1993 году руководители САТОБ дирижер Владимир Коваленко, режиссёр Борис Рябикин и хормейстер Валерия Навротская. Концепцию школы разрабатывали специалисты из разных областей искусства: музыки, хореографии, театра. Интересная идея способствовала возникновению творческого педагогического коллектива, который до сих пор является гордостью школы. Благодаря союзу преподавателей, администрации и художественного руководства школы удалось создать межпредметные связи всех учебных дисциплин. При этом сохраняется специализация «Хоровое пение» и её направленность на сохранение русских певческих традиций. Средства массовой информации, освещающие педагогические инновации, успели окрестить Детскую центральную хоровую школу «школой оперы».

? Школа принимает всех желающих или необходимы определенные вокальные данные?

? Набор учащихся проводится очень тщательно, ведь от правильного отбора детей в школу во многом зависит успех их дальнейшего обучения. Прослушивание кандидатов на зачисление в 1 класс проходит в несколько этапов: проверяется не только комплекс музыкальных способностей и любовь к музыке, но и здоровье голосового аппарата, артистизм, координация движений, коммуникабельность и готовность ребенка к работе в коллективе. Обязательно проводится развернутое собеседование с родителями для объяснения специфики школы и роли семьи в процессе обучения.

Спектакль

? Какие требования предъявляются к детям при прослушивании?

? Приемная комиссия оценивает по 10-бальной шкале такие музыкальные способности, как слух, интонация, музыкальная память, ритм, эмоциональность и координация. Во время прослушивания ребенок должен будет:
- спеть две разнохарактерные песни (1-2 куплета);
- повторить короткие мелодии, данные экзаменатором;
- спеть отдельные звуки;
- воспроизвести различные ритмические рисунки (протопать, прохлопать, простучать карандашом и т.д.);
- прочесть наизусть не менее двух стихотворений;
- выполнить предложенные экзаменатором движения (шаги, легкий бег, различные элементарные танцевальные движения);

? Что ожидает тех ребят, которые прошли конкурсный отбор и поступили в хоровую школу? Какие изучаются предметы?

? Основная специализация школы ? хоровое пение. В обязательную программу входят также сольфеджио, фортепиано, ритмика, слушание музыки, музыкальная литература, элементарная теория, основы дирижирования, сольное пение. Кроме того, с первого класса дети начинают активно участвовать в концертных выступлениях. Каждая четверть заканчивается обязательным концертом в соответствии с традициями школы: осенний концерт посвящен Дню учителя, зимний – Рождеству и Новому году, весенний – восьмому марта и началу весны, заключительный отчетный концерт в конце мая проходит на большой сцене театра оперы и балета. Хоры школы ежегодно успешно принимают участие в крупных (всероссийских и международных) хоровых конкурсах.

Концерт

? Вы упоминали, что ученики школы принимают участие в спектаклях театра оперы и балета. В каких именно?

? Спектакль в репертуаре театра, в котором участвуют учащиеся 1-2 классов, пока еще в качестве статистов, – опера «Князь Игорь» А. Бородина. Учащиеся 3-4 классов уже задействованы певцами в вальсе снежных хлопьев в балете П. Чайковского «Щелкунчик», в новой постановке оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», в премьерном спектакле «Тоска» Дж. Пуччини и в театральных постановках и мюзиклах, поставленных хоровой школой. Старший хор (с 5 по выпускной классы) задействован в репертуарных спектаклях «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Тоска» Дж. Пуччини. За время существования школы учащиеся также принимали участие в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского, «Бал-Маскарад» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, оперетте «Сильва» И. Кальмана и детских операх, поставленных силами школы, «Кот в сапогах» Ц. Кюи, «Теремок» С. Мышкиной, «Страна Читалия»» Я. Дубравина, «Братец Кролик» А. Фаттаха, «Кот-композитор» Е. Подгайца, «Буратино» С. Горковенко и др.

? Невероятно! Выходя на большую сцену в таких серьезных постановках вместе с профессиональными певцами, дети наверняка сталкиваются с определенными трудностями? Как вы справляетесь с подобными ситуациями?

? Хоровой коллектив похож на большую семью, здесь есть все ? успехи и проигрыши, конкуренция и «звездная болезнь», возникают неминуемые сложности, связанные с подростковым возрастом. Детский хоровой коллектив требует повышенного внимания со стороны окружающих его взрослых, его функционирование напрямую зависит от условий, созданных в школе. Важный момент – качественное сопровождение каждого ребенка на протяжении обучения в школе. Администрация и все преподаватели знают абсолютно всех учащихся школы, постоянно поддерживают контакт с их родителями, в случае возникновения сложностей стараются помочь исходя из особенностей конкретного ученика.

Кармен

? Следите ли вы за дальнейшей судьбой выпускников школы? Каков их творческий путь?

? Конечно, мы стараемся поддерживать связь с бывшими учениками. Не все они связывают свою дальнейшую жизнь с музыкой, но если они выбирают такой путь – то делают это осознанно, ведь дети, прожившие часть жизни на сцене, хорошо знают, как не проста жизнь артиста. 23 % выпускников школы получают образование в сфере искусства и культуры в средних специальных и высших учебных заведениях страны. Часть выпускников учится на музыкальных факультетах различных ВУЗов, а другая часть выбрала театральные отделения.

? В завершении беседы давайте расскажем о дне открытых дверей. Как на него попасть и что ожидает участников? На какую аудиторию рассчитано мероприятие?

? Мы ждем родителей талантливых ребят от шести с половиной до девяти лет. Если ваш ребенок любит петь и мечтает выступать на большой сцене, если вы заинтересованы в качественном музыкальном образовании для своего ребенка, в его приобщении к лучшим образцам мировой музыкальной культуры ?это мероприятие для вас и вашего ребенка. Педагоги школы проведут настоящие уроки для детей вместе с родителями (коммуникативные игры и танцы, музыкально-ритмические игры, певческие упражнения). Вы сможете побеседовать с педагогами и администрацией школы, получить ответы на вопросы.

Пиковая дома

День открытых дверей состоится 25 мая в 12 часов, по адресу площадь Куйбышева, 1, Театр оперы и балета, левое крыло, служебный вход, подъезд № 1, второй этаж.
Участие бесплатное по предварительной записи. Записаться можно по телефону школы: 333-66-87.
При себе необходимо иметь удостоверение личности и сменную обувь для себя и ребенка.

Ирина Назаренко


Подписывайтесь на нашу рассылку:)


 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему